Пожиратели света
Сначала неглубокая подготовка, включающая изучение истории, географии и правил поведения, основанная на «записках» предшественников. До четкого и подробного маршрута дело не дошло, а просто обвели на карте города и места, про которые красиво написано в путеводителе. Так и поехали. По пути в аэропорт часто вертели головами, запоминая серый московский мрак...
Далее все быстро: виски в Duty Free! Хлоп! ГОА! Все что нужно-заполнили, поменяли одну купюру на целую пачку, купили воды, и в отель. По пути радовались каждой пальме и пугались каждой встречной машине. Все отзывы о вождении в Индии были верны. Мы даже подумали о новом экстримальном виде спорта «Рикша-кросс».
Отель находился на пляже Candolim. В первый же день выяснили, что это один из самых попсовых пляжей с пенсионерным населением. Отель-2*, но выглядит на 3 с плюсом. Обитатели отеля те же, что и обитатели пляжа. Но пока это не портит нам настроения, т.к. пейзаж вокруг сравнивается со специально запомненой картиной Москвы. Сравнивали на балконе номера, откуда открывался вид за территорию отеля прямо на хижины среди пальм обслуживающего персонала. Контрастно и очень колоритно.
В отель мы приехали как раз к завтраку, поэтому - еще раз по виски за приезд и за дезинфекцию - и в ресторан. А после - на пляж. Взглянуть на очарование кипящих тяжелых волн. Красота! Поприветствовали море, оно – нас, но настроение уже покачнулось из-за отсутствия на пляже молодежи. Некоторое время поотбивались от молодежи местной, которые издали заметили «свежачок» на пляже и налетели все разом впаривать свои товары, а потом решили идти искать какую-нибудь мототехнику на прокат. Искать не пришлось. Все было в отеле. Тогда мы еще не знали, но по ходу путешествия начали понимать, что все и всегда у нас слишком легко получается. Кажется, только подумай о том, что тебе нужно, и все тут же появится. Понятно, что на туристов индийский народ сразу налетает с полным ассортиментом товаров и услуг, но, забегу вперед и расскажу, что когда мы были в Бомбее, то как только мы сошли с автобуса, тут же начались грамотные и очень последовательные впаривания услуг и продолжались на протяжении всего дня по возрастающей. Активный всплеск был вечером, как будто пытались добить нас и откусить как можно больше последних рупий, а на утро, когда мы двигались пешком в центр к вокзалу, ни один индиец не пристал и не окрикнул «HELLO»! Город как будто знал, что мы уже уезжаем, и у нас нет времени на осмотры достопримечательностей, покупки и т.п.
Так вот, взяли мы скутер и понеслись по побережью Гоа как ветер! Но перед этим один грамотный хороший человек из тур. фирмы направил нас на правильный путь, зачеркнув на нашей карте отмеченные нами Дели, Агру, Джайпур, Бомбей и один совсем северный городок, но оставил Аджанту, Эллору, Арангабад, Хампи, и отметил места в Гоа, которые следует посетить: транс-пати, красивые пляжи, архитектуру и рынки. Этот хороший человек еще появится в самом конце повествования в роли ночного демона, но все по порядку…
За первые 2 дня мы успели понять всю географию Гоа. Все лучшие пляжи были севернее нашего. Там можно увидеть и настоящую Индию: рыбацкие поселения, джунгли, тихие заводи. Нас угораздило даже заблудиться в таком месте темной ночью в первый же день, когда, насмотревшись диких красот, мы собрались ехать обратно в отель. Сели на мотороллер, а он не заводится. Ну, раз не заводится, начали материться. На эти звуки из ближайшей хаты вышел маленький мальчуган, подошел, поковырялся, и сообщил нам что никуда мы не уедем пока не наполним бак бензином. Показал, в каком направлении нам двигаться чтобы выйти хотя бы на дорогу, и мы пошли. Дошли до дороги и сразу же остановили индийца на мотоцикле. Спросили заправку, и он сказал, как мне показалось, что готов помочь и довезти меня до заправки и обратно. Но я ошибся. Вика осталась у мотороллера, а он действительно довез меня до магазина с бензином, но везти обратно даже не собирался. Просто уехал дальше... Я готов был бить себя по лицу за плохое знание английского и за то что оставил Вику одну, потому что дальше я больше часа гонял моторикшу по темным джунглям, пытаясь вспомнить обратную дорогу...
С этого момента мы всегда держались вместе.
На утро третьего дня к нам приехали знакомые в количестве 4-х человек. Они были в Дели и Агре и оттуда ехали на поезде в Гоа. Поделились впечатлениями о столице и рассказали, что после этих городов в Гоа попадаешь как в рай.
На следующий день мы поехали в Пуну. В ней мы сразу пересели на автобус до Арангабада и днем уже достигли его. Этот город хвастается своей копией Тадж-Махала. Называется Би-би-ка. Только в полтора раза меньше. И самое главное то, что туристов меньше тоже. Вообще нет. А индийцы глазеют не на архитектуру, а на нас.
Вообще у нас сразу наметилась тематика путешествий. Это прежде всего те места, в которых почти нет туристов, и, во-вторых, это древнейшие буддистские и индуистские храмы. Желание посетить такие загадочные места было еще с детства, из старых фильмов, где китайский мастер кунг-фу в отставке тренирует самыми бесчеловечными способами какого-нибудь европейца-оптимиста, желающего отомстить плохим людям. И именно в таких затерянных храмах с духами предков-монахов нам удалось побывать. -Незабываемо!
В Арангабаде мы видели только малую часть этого. Все самое зрелищное находится в Аджанте и Эллоре. Туда мы направились на следующее утро на машине после ночлега в супердешевом мотеле в Арангабаде, интерьер которого в лучших традициях фильмов Джармуша. Просто мрачная кровать посреди комнаты, а над ней- вентилятор.
Но впечатление об этом городе немного испортило отсутствие алкоголя. Мы весь вечер провели в поисках и нашли только в дорогущем отеле с дорогущим рестораном, в котором мы уже из принципа купили дорогущий ром. Наш рикша, который собирался на следующий день везти нас в Аджанту, предложил отличную ганжу. Я сказал, что у нас есть. Он сказал, что у него лучше. Я сказал, что может быть завтра. А он сказал ОК, и рано утром разбудил нас, притащив две горсти отменной ганжи. Мы взяли малую часть этого, и нам хватило до конца путешествия. Расстроившись, что мы взяли не всю, он попросил у нас какой-нибудь русский подарок, а у нас ничего такого не было. Зато зачем-то были очки для плавания. Пришлось подарить. Он надел их прямо в номере и даже не догадался, что они для плавания. Был очень рад, хотя видно было, что он озадачен тем, что очки какие-то странные и тугие, но виду старался не подавать. Наверно подумал что столь странная и закрытая форма связана с российским климатом. Мы посмеялись (надо сказать, что мы долго смеялись, т.к. попробовали его замечательной ганжи прежде чем покупать ее. Очень забавная картина: индус посреди нашей мрачной комнаты в плавательных очках улыбается. И это через какие-то 4 дня после банальной Москвы!)
К вечеру мы прибыли в Аджанту. С отелем нам опять же повезло. Это был одноэтажный отельчик на четыре комнаты посреди равнины с небольшими горами. Когда стемнело и на небе выскочили яркие звезды и полная луна, мы попросили у хозяина посидеть на крыше. Романтики захотелось... Он радушно пустил и даже принес нам столик, стулья и пепельницу. Мы достали из сумки недопитый ром. Хозяин отеля присоединился к нам спустя пару часов. Здесь я пожалел о плохом знании английского еще раз. Но несмотря на это мы очень хорошо поговорили. Мы расспрашивали его об отеле ( который, кстати, работал на солнечной энергии и это единственный отель на нашем пути, в котором была горячая вода) и он признался, что хочет через год построить еще один этаж. Это послужило толчком для рождения идеи сделать хороший подарок. Дело в том, что мы по профессии архитекторы. Утром мы проснулись от стука в дверь. Вика пошла открывать и вернулась с огромным букетом цветов, среди которых были даже розы! Это посреди голой равнины-то! В ответ мы сели возле отеля, срисовали здание как оно есть, но еще дорисовали сверху тот самый этаж, который он собирался достроить. Получился целый архитектурный эскизный проект. Он был в восторге и упрашивал нас остаться еще на сутки. Давал большую скидку.
Далее - незабываемые впечатления от огромного комплекса буддистких храмов, высеченных в скале. Рядом с пещерами находится огромный водопад, который действует только в сезон дождей. Но и без воды это выглядит фантастично: огромный каньон из отвесных скал с стрещиной в одной стене, из которой бьют солнечные лучи и освещают еще не до конца высохшую ярко-зеленую воду на дне каньона. Дополняют картину такие же ярко-зеленые попугаи.
Главное- никуда не торопиться и посвятить этому месту как минимум один день. Мы даже хотели остаться на ночь и провести ее в одной из пещер, но все эти дела охраняются и закрываются вечером. А днем- ходить неспеша и только босиком, останавливаться чаще и погружаться в атмосферу. Но, несмотря на то, что «белых» туристов здесь не очень много, «черные» не дают покоя еще больше. Просто некоторые индийские туристы здесь из тех мест, в которых белого человека вообще не встретишь. Поэтому с нами случался один и тот же инцидент несколько раз: пещер много, и как только мы заходили в одну из них, индийцы, заметив это, собирали толпу «своих» на улице перед входом, и как только мы выходили, «главарь банды» подходил к нам и… протягивал руку для приветствия и скромно просил сфотографироваться рядом с нами. После того как каждый из 30 человек сфоткает друг друга вместе и поотдельности рядом с нами, с Викой отдельно, главарь банды благодарит за фото и жмет руку. После этого все остальные 29 становятся в очередь и начинают жать руку тоже. И есть подозрение. Что некоторые из них становятся в очередь по 2-3 раза…Сначала это веселит, но вскоре выходить из пещеры не хочется…
На некоторое время 2 индийских персонажа внаглую зависли рядом с нами и ходили на протяжении получаса след в след. На Будду в храме и прочие интересности, ради чего, собственно, они сюда приехали, они даже не взглянули.Даже через пороги перешагивали не смотря под ноги. Все это время смотрели точно в голубые глаза моей Вики ни разу не моргнув и роняя слюну. Так бы и в Москву с нами уехали, если бы я их из «сумрака не вывел», посветив фонариком в коричневые лица. Очнулись. Отстали.
В общем. Если есть много времени и терпения к любопытным индийцам, то это место, где можно провести очень много приятных часов, и даже дней. Но впереди еще много интересного, и уже вечером местный маршрутный автобус нес нас в следующий пункт- Бомбей (Мумбаи) через Арангабад. Это была самая колоритная поездка. Все было так: после 11 вечера свет в автобусе и даже в кабине выключается, и дребезжащий черный автобус с Фреди Крюгером за рулем несется через сумрак равнин, ежесекундно подбрасывая пассажиров на полметра вверх и закладывая на поворотах как шоссейные гонщики- мотоциклисты. Скорость - не менее 120 км/час по ухабам. Окна и форточки сделаны только для того, чтобы заглушать своим грохотом панические крики случайного туриста. До Бомбея ехали только мы и еще 2 индийца, поэтому уже часа в 3 утра в автобусе было только 4 человека, и мы с Викой бегали по темному салону, пытаясь удержаться и разрывая пачки от сигарет, чтобы зафиксировать раздвижные форточки, потому что холод был жуткий. А до этого, вечером, на одной из промежуточных станций у нас украли индийский платок, купленный в Арангабаде, и плюс ко всему в автобус зашел индиец-милиционер, к руке которого была привязана веревка, а к веревке- два индийца-зэка. Сели прямо перед нами.
Словом, поездка из Аджанты до Бомбея очень понравилась. Единственный минус- мы не выспались и в Бомбее весь день чувствовали себя как вареные овощи. Но мы не отказались от поездки на остров Элефант на кораблике. Здесь туристов ждет неплохой дешевый рынок сувениров и индуистские храмы-пещеры. Но мы туда не пошли, потому что дорого. От недосыпа мы сумели разбить одному торговцу половину сувениров и получить от него за это булку хлеба и пачку масла. Вот что произошло: Вика потянулась за дальним сувениром в виде шарообразного камня, а он скатился с пьедестала и прокатал в лепешку половину лавки с сувенирами. Вика расстроилась что навредила хорошему человеку, а торговец в доказательство того что он хороший человек дал нам хлеб с маслом вместо того чтобы ругаться. И такие люди там везде!!!
В самом городе Бомбее очень красивая архитектура (английская). Но кроме того чтобы смотреть архитектуру, у нас было задание от одного товарища из Москвы привезти подарок на выбор: либо индийский фильм на их родном языке, либо киноафишу, постер. И вот мы отправились на поиски. Сначала нас посещали хулиганские мыслишки просто сорвать плакат со стенда, но мы поступили лучше: зашли в кинотеатр и попытались объяснить менеджеру, что мы – ребята из России, что вся страна, включая нас самих, как завороженная не переставая смотрит индийские фильмы. Мы – фанаты и хотим привезти в Россию сувенир в качестве постера. Он заулыбался и попросил следовать за ним. Вел нас по мрачному узкому коридору старого (16 века) здания кинотеатра и привел к главному менеджеру в кабинет. Но кабинетом это назвать было сложно. Это было темное маленькое помещение с узким высоким окном ,через которое пыльные солнечные лучи падали на огромных размеров индийца с огромными губами. Темный тучный человек в белой рубашке. В комнате не было ничего кроме черного стола, стула, шкафа, большого неподвижного индийца и медленно вращающегося вентилятора над ним. И еще одна деталь, которую я заметил после того, как сказал ему тоже самое, что и первому менеджеру. Это была железная, вертикально торчащая труба рядом со столом, к которой проволокой был примотан звонок. После нашей просьбы огромный мужик ни сказал ни слова, а только протянул руку и нажал на звонок, пристально разглядывая нас. Прибежал маленький индиец и начал рыться в шкафу. Он доставал постеры, показывал шефу, а тот кивком огромной гололвы либо соглашался, либо отвергал. Менеджер понимал всю ответственность за индийскую культуру и все постеры с намеком на эротику мгновенно отвергал. Так мы получили 4 плаката, попросили его поставить автограф, поблагодарили и ушли очень довольные. Сказочные люди!
Вечером, когда мы искали ночлег, нам достался отличный мотель, очень похожий на тот, в котором ночевал ДиКаприо в фильме «Пляж». Нет окон, только вверху стен узкие прорези с сеткой, ведущие в соседнюю комнату. И, естественно, вентилятор.
На следующий день после обеда мы уже ехали в автобусе-слипере в ГОА, рассматривая по пути многокилометровую ленту придорожных хижин, смастеренных из всего что бесплатно: картонных коробок, кусков шифера, тряпок, пенопласта. Но вся эта убогая нищенская архитектура раскрашена в веселые индийские тона: маджента, салатовый зеленый, бирюзовый… И восприятие увиденного отнюдь не как реальной драматичной картины жизни нижнего слоя населения Индии, а как красивой театральной постановки с жизнерадостным сюжетом, насыщенным блаженно спящими на тряпках прямо на улице мужчин, колективно стирающих белье смеющихся женщин, плескающихся в лужах веселых детей. В этот раз картина в стиле Эмира Кустурицы...
И вот мы опять в ГОА! Раннее утро. Все еще спят, а мы уже пьем виски на балконе, переваривая весь наш trip и планируя следующую поездку в «затерянный город» Хампи. Поехали этим же вечером на автобусе и в Хампи были уже на следующее утро. В распоряжении был целый день, но и посмотреть нужно было успеть многое. Это целый город из камней, которым правят обезьяны. Мы взяли напрокат мотоцикл и неспеша успели посмотреть все. Видели, как к реке повели слона. В этой реке индийский народ купается, моется и стирает белье. Одновременно. Тут же по течению хозяин слона положил послушное животное в воду и тоже принялся его стирать. Мылом и щеткой. Слон не сопротивлялся, держа хобот над водой. Для полной экзотики нехватало того, чтобы слон сам шоркал себя щеткой, при этом напевая что-нибудь...
Вечером мы садимся на автобус и уезжаем обратно в Гоа. Как приятно возвращаться в этот Рай! Итак, у нас остается 3 дня и первые 2 мы решаем провести как самые пасивные туристы: слонятся по пляжу, загорать, и никуда не спешить. Так и сделали- пошли на пляж и случайно встретили одного знакомого из Москвы! У него такая ситуация: живет в бунгало прямо в Шеке над рестораном с видом на океан, хотя деньги у него закончились. А за аренду и за питание ему вносят в счет, о сумме которого он понятия не имеет, но и не сильно задумывается. В общем, поступает как надо- курит и не парится. Мы моментально приняли такую концепцию и следующие 2 дня наслаждались жизнью. Ночью жгли костер на берегу, слушали волны и общались со звездами. Нашли силы побывать на ночном базаре и не пожалели. Там были выступления хороших музыкантов, которые нас порадовали индийской музыкой с участием ситары. А так же были шокированы показательным выступлением индийских бойцов- кунгфуистов. Сначла было скучно- расшибали руками воздух перед зрителями, но внезапно учитель выстроил всех молодых учеников в ряд, схватил толстенные куски местного шифера и с размаху пускал их в контакт с юными крепкими головами бойцов. Осколки шифера летели в толпу ошарашенных зевак. Но не успели зеваки оправиться от психологической травмы, а бойцы- от физической, как вышел учитель с лампой дневного света в руках (как в ночном дозоре), разбил о свою отчаянную голову, а оставшуюся половину просто съел, запивая водичкой. Вот такие у них мрачные бойцы из "школы пожирателей света".
Все что мы не успели купить и посмотреть- оставляем на последний день и после такого зрелища ложимся спать уже часа в три ночи. А в четыре- звонок по телефону в номер. Знакомый уставший, нервный русский голос сообщил нам: "если вы не спуститесь через 10 минут - мы уезжаем". Несмотря на сонное состояние я очень быстро все понял: звонил человек из турагенства для того чтобы везти нас в аэропорт и отправить домой. Он ждет нас перед отелем. Самолет через полтора часа. Мы перепутали дни вылета. Мы все 2 недели "жили на 1 день раньше". Я помню только свой ответ "Мы щас..!" и следующие 10 минут не помню ничего. Вика тоже. Пришли в сознание только уже в машине по дороге в аэропорт. Прямо перед аэропортом вспомнили, что у нас в рюкзаке трава и неуверенным движением выбросили в рядом стоящую урну.
Несмотря на это, настроение у нас было отличное и мы пришли к выводу, что это самое удачное завершение путешествия, потому что мы фактически избежали унылого настроения "последнего дня", хотя вряд ли оно было бы таким.
Московская серость еще не навевала грусть, но мороз в 30 градусов медленно и плавно охлаждал нагретые души...
Февраль 2005
|