Индия Ру!
India.ru
Впечатления
 
 
Гоа-Гокарна-Мукамбика

Опубликовано Февраль 2009

ГОА

Весь январь и начало февраля 2007 года в Москве стояли морозы. Было холодно и тоскливо. Некогда радующий глаз белый снег давно почернел от автомобильной копоти и сажи. Из-за порядком поднадоевшей зимы начиналась депрессия. Появилась хандра. Весна ещё не скоро. А лето очень далеко. Хотелось как-то изменить привычный ход событий, как-то встряхнуться, оживиться, обернуться соколом и полететь.

Я навёл справки и выяснил, что в это время года хорошо отдыхать и купаться в море лишь в нескольких странах мира. Мы с женой выбрали Индию, штат Гоа. В одной из турфирм я купил двухнедельный тур, который обошёлся на двоих в 1500 долларов (авиабилеты плюс визы и проживание в трёхзвёздочном отеле с завтраком).

Наступило 17 февраля. Мы сели в самолёт и вылетели чартерным рейсом из Шереметьево. Был сильный мороз.

И вот мы в деревушке под названием Кармона, на побережье Индийского океана. Температура воды и воздуха +28. Высокая влажность. Запахи цветущих деревьев и заморских специй сливаются в единый и неповторимый аромат. Неожиданно много яркой зелени и диковинных цветов. Первое впечатление – шок. Вдруг попасть из лютой зимы в настоящее лето всего через 7 часов полёта – это волшебным образом оказаться в сказке, ставшей явью.

Считается, что в Индии 6 времён года. Не 4, как у всех, а именно 6: весна, лето, сезон дождей, осень, ранняя зима и поздняя зима. По 2 месяца. Деление это весьма условно, если говорить о южной части Индии, ибо здесь нет особых различий между весной и осенью, летом и зимой, к которым привыкли мы, европейцы. В нашем понимании тут вообще круглый год лето, с единственной разницей - либо очень жарко, либо не очень.

Климатическая адаптация произошла на удивление быстро и практически незаметно. Может быть, помогло то, что в первый день по прибытии мы приняли по 50 мл коньяка, чтобы снять стресс от контрастной перемены климата.

Каждое утро мы просыпались без будильника почему-то всегда в одно и то же время - ровно в 8 часов - и шли завтракать в отельный ресторанчик. Все две недели завтрак был абсолютно одинаковый: стаканчик какого-то сока типа грейпфрутового, чай в пакетиках или растворимый кофе, тосты из белого хлеба, масло, джем двух видов – мандариновый и сливовый. Если хочешь чего-то другого, ради разнообразия, то надо доплачивать.

Обычно после завтрака шли на пляж загорать и купаться. Людей на берегу очень мало. И это хорошо. Никто никому не мешает. Из инфраструктуры на пляже только 3 ресторанчика, если можно их так назвать. На самом деле, в каждом из них - несколько замызганных пластиковых столов с такими же стульями под крышей из пальмовых листьев и кухня-сарайчик. Готовят, правда, очень вкусно. Дары моря – всегда свежие. Особенно мне понравились креветки, жареные в масале. Масала – это общее название определённого набора специй на основе имбиря и чили. Во рту огнём горит, но приятно. Индийцы обожают масалу. У каждого повара свой рецепт её приготовления. Её добавляют не только в жареные и тушёные блюда из овощей, рыбы, мяса, но даже чай пьют с масалой. Более того, по местному телевидению я часто видел рекламу не просто чипсов, а масала-чипсов.

Пляжная полоса тянется в длину до бесконечности, а в ширину составляет метров 40-60. Нет ни единого камня – сплошной жёлтый песок. Волны небольшие, но широкие, и катятся довольно далеко на относительно ровный берег. От отеля до пляжа путь лежит через рощу кокосовых пальм. Потом идёт полоса сухого мягкого песка. Ступни ног тут полностью утопают и вязнут, что создаёт некоторые трудности при ходьбе. На этом отрезке песок под ногами хрустит, как снег на морозе. Постепенно, по мере приближения к воде, песок слегка твёрдый от влажности, ноги перестают вязнуть. Там, где сходит волна, песок становится совсем твёрдым, как асфальт. И повсюду вырыты большие и маленькие норки, среди которых изредка носятся, причём весьма резво, полупрозрачные на вид крабики. Но это обман зрения, т.к. на самом деле они под цвет песка. С наступлением темноты весь пляж превращается в тёмный шевелящийся ковер – это выползают из моря и норок тысячи крабов, в основном величиной от пятирублевой монеты до компьютерной мыши. Если неожиданно включить мощный фонарь и направить луч света вдоль берега, освещая всю эту крабовую массу, то кажется, будто перед тобой - полчища пауков. При приближении человека они мгновенно разбегаются в разные стороны или тут же прячутся, слегка закапываясь в песок. Люди их почти не замечают – и идут прямо по головам, но не причиняя при этом вреда, поскольку песок хорошо амортизирует. Когда минует опасность, крабы опять дружно выползают на свою ночную тусовку.

Буйков на пляже нет - плыви куда глаза глядят. Спасателей тоже нет. Откровенно говоря, заходить в море и купаться – страшновато. Тем более что наше место находилось в непосредственной близости от того пляжа, где несколько месяцев назад погиб один из русских туристов от удара ската. Об этой жуткой истории мы узнали из Интернета накануне поездки. Парень успел лишь по пояс зайти в воду, как почувствовал мощный удар в живот. Это он случайно наступил на ската приличных размеров, который грелся на мелководье. Кстати, различить ската, лежащего на дне, – не так-то просто, поскольку он прикрывается песком. Рана у туриста оказалась сантиметров 3-5 в диаметре. Врача ни на пляже, ни в четырёхзвёдочном отеле не оказалось, а скорая помощь приехала слишком поздно.

Помня об этом случае, мы каждый раз при заходе в воду тщательно всматривались в песчаное дно, чтобы случайно не наступить на опасную живность. Хотя однажды я все-таки умудрился наступить на средних размеров краба, за что тот незамедлительно цапнул меня клешнёй. Купались мы строжайше в масках и старались далеко не заплывать. Но ни разу не видели никаких рыб.

К 11 часам солнце начинало сильно припекать, наступала жара, и мы уходили с пляжа. На улочке недалеко от отеля располагалось несколько ресторанчиков. Почему-то только в одном из них подавали свежевыжатые соки: манго, папайя, ананасовый, арбузный, банановый, морковный, кокосовое молоко. В час дня мы шли именно в этот ресторанчик и заказывали перед обедом сразу по 2-3 разного сока, который подавался в высоких стаканах объёмом чуть ли не с пивную кружку и стоил на наши деньги 14 рублей.

Хозяйка ресторана - яркая и очаровательная красавица по имени Мишетт. Она же была и поваром, и официанткой. Необыкновенным удовольствием было делать ей заказ. Я объяснял, что и как приготовить, а она внимательно выслушивала, преданно глядя на меня своими распахнутыми чёрными глазами, и отвечала приятным певучим голосом: “Yes, Sir”, “OK, Sir”.

То ли по причине соков, то ли из-за услужливости красавицы Мишетт, то ли благодаря прекрасной кухне, но в её заведении постоянно обедали и ужинали почти одни русские, хотя им не свойственно, как, скажем, немцам или англичанам, кучковаться за границей в одном месте.

Обычно после четырёх часов дня мы опять шли купаться. В шесть часов вечера начинало темнеть, и чем темнее становилось, тем больше крабов выползало на пляж. В семь часов мы ужинали прямо на пляже, в одном из ресторанчиков, и в десять ложились спать. И тут на нас набрасывались комары.

Надо сказать, местные комары – это не то, что наши. Они иные. Во-первых, их совсем не слышно, над ухом не пищат, и кусают не так, чтобы, как обычно, резко и больно, а просто вдруг чувствуешь лёгкий зуд на коже, как если бы неожиданно зачесалось. И ладно бы, ну укусили, ну напились крови, и улетели на сутки переваривать, так нет, они сначала в одном месте укусят, потом в другом, потом в третьем. На утро замечаешь у себя на теле пунктирные следы укусов, которые, правда, не чешутся и быстро сходят. Во-вторых, наши препараты на них вообще не действуют. Из Москвы мы привезли с собой на всякий случай жидкий фумигатор, который включается в розетку. И что толку? Им это средство оказалось абсолютно по барабану! Пришлось купить в соседней лавке местные противокомарийные ароматические спирали (они называются «coils»). Это нас и спасло. Каждый раз перед сном мы зажигали одну спираль на полу рядом с кроватью, и в результате спокойно спали всю ночь, даже не закрывая дверь на балкон.

Как-то однажды, общаясь с двумя нашими девушками, которые прилетели на одном рейсе с нами, мы узнали, что завтра они собираются в соседнюю деревню, чтобы принять аюрведический массаж. Нас моментально заинтриговало незнакомое слово «аюрведический». Что же это такое? Какой тайный смысл скрывается за этими экзотическими звуками? И мы решили выяснить.

На следующий день, после утреннего купания, мы отправились пешком по бесконечному и пустынному пляжу в сторону деревни Кавелоссим. Дорога заняла около часа. На территории первого попавшегося нам по пути отеля располагался аюрведический центр. Сам я никогда прежде ни на какие массажи не ходил. Лично мне это было как-то не интересно. Поэтому решили, что сначала пойдёт жена. И потом расскажет о впечатлениях.

Шоколадный индус, представившийся доктором, показал нам брошюрку с кратким описанием различных массажей и расценками. Выбирайте, говорит, любой, на ваше усмотрение. Гала предпочла тот, который назывался «кири». И спросила у доктора:

- Мне можно этот?

- Да, - последовал короткий ответ.

- А это не опасно?

- Нет, нисколько, - улыбнулся он. – Вы будете довольны.

- Вы уверены?

- Абсолютно.

Из брошюры мы узнали, что аюрведа – древнеиндийская медицина, которой свыше 5 тысяч лет, что это целая наука о здоровом образе жизни, очищении ума и тела, оздоровлении естественным путём. До сих пор аюрведа является основной медициной в Индии. Зародилась она на юге, в штате Керала. Как правило, доктора аюрведы и массажисты – сплошь керальцы.

Через час Гала вышла из массажного кабинета. Она вся светилась от счастья:

- Я просто в шоке.

- А поподробней?

- Никогда ничего подобного я не испытывала в жизни! Но сначала давай зайдём куда-нибудь, посидим и закажем, может быть, чай, хотя и стоит невыносимая жара. Я очень хочу пить.

Поблизости от отеля располагалось несколько ресторанов. Мы выбрали первый попавшийся. Посетителей там не было. Вялый от полуденного зноя мальчик-официант принёс нам чай. Отхлебнув несколько глотков, Гала облегчённо вздохнула и продолжила рассказ:

- Массаж делала толстая тётка в сари. Я разделась, легла на огромный деревянный стол, рядом с которым на огне стояла большая сковорода, где шкварчало и булькало кипящее масло. Первым делом массажистка обмазала меня тёплым душистым маслом, растёрла все мышцы, а потом взяла такой небольшой, но увесистый матерчатый мешочек, туго набитый лекарственными травами и рисом, опустила его в кипящее масло, достала, несколько раз похлопала его о ладонь, и как стала проходиться им по всему телу, то постукивая, то поглаживая. Жуть какая-то! Я боялась, что будет ожог. Но температура масла была на грани между очень горячо и горячо. Меня лишь слегка обжигало. Было страшно, но не опасно. По мере остывания мешочка она снова макала его в сковороду, и всё повторялось. Когда же эта шоковая для меня процедура закончилась, тётка посадила меня на табуретку в паровую бочку, которая устроена таким образом, что голова остаётся снаружи, в прохладе, а всё тело находится внутри. Пар в бочку подаётся по шлангам откуда-то извне.

- И какие ощущения?

- Ты не представляешь, какое это удовольствие. Тебе обязательно надо попробовать самому.

- Значит, не зря потрачены деньги?

- Что ты! Я чувствую себя помолодевшей лет на двадцать. Посмотри, какая у меня стала гладкая и бархатистая кожа.

- Действительно, - констатировал я, проведя ладонью по её руке. - Прямо как у младенца на попке. И аромат идёт от тебя такой, будто ты только что приняла ванну с цветами роз, жасмина и орхидей.

В этот момент в ресторане появились наши знакомые девушки.

- О, какая встреча! – воскликнула Гала. – Присоединяйтесь к нам.

- Спасибо, - ответили они и присели за наш столик. – А что вы здесь делаете?

- Да вот, отдыхаем после массажа кири.

- А где делали?

- Вон в том четырёхзвёздочном отеле, - показала Гала на противоположную сторону улицы. – Это так здорово! А вы тоже после массажа?

- Да, мы как раз из аюрведического центра, который находится в паре минут ходьбы отсюда.

- И как там? Сколько чего стоит?

- Массаж там делают два человека синхронно, т.е. в четыре руки. Цена – 1100 рупий. А в отеле какие цены?

- Надо же, с нас взяли дороже - 1700 рупий. И массажистка была только одна.

Как я выяснил позже, те доктора и массажисты, кто добился права работать под крышей отеля, больше половины прибыли отдают руководству отеля, поэтому они вынуждены держать высокие цены. Вобщем, в этой сфере порядки у них там такие же суровые, как у нас.

Новая информация, полученная от наших знакомых, раззадорила наше любопытство, поэтому мы, не долго думая, тут же отправились в нужном направлении. Пройдя мимо многочисленных сувенирных лавок, кафе, телег с фруктами и палаток с тряпками, мы без труда нашли искомый центр. Рядом со входом стоял рекламный щит, где на английском, немецком и русском было написано:

«Аюрведический центр. Лечение бессонницы, суставов, ревматизма, артрита, ожирения, паралича, спондилита, гастрита, головных болей, кожных и невралгических заболеваний, болезней почек, печени и других внутренних органов. Терапевтический и омолаживающий массаж. Йога и медитация. Коррекция кармы. Снятие порчи и сглаза».

Последние два предложения нас насторожили: уж больно это смахивало на отечественных мошенников-знахарей. Мы зашли. В небольшой комнатке-приёмной на первом этаже нас встретила русская дама лет 40, маленького роста, плотного телосложения и с огромной грудью. Она усадила нас перед собой и доброжелательно сказала:

- Здравствуйте, меня зовут Тара. Что вас привело к нам?

- Вообще-то мы хотели бы массаж, - осторожно ответил я, - но как-то странно и непонятно нам: у вас там написано «коррекция кармы и снятие сглаза». Насколько мы знаем, карма – это закон причинно-следственных связей, который действует неотвратимо, и никто, даже боги, не в силах изменить результат действий. А про сглаз – это у вас что, знахарство и колдовство?

Дама внимательно выслушала вопрос, изучающе посмотрела на нас, чтобы, видимо, понять, в каком русле вести с нами беседу, и мягким голосом заметила:

- Ну что вы. Наш доктор окончил аюрведический институт в Керале, да и йогой занимается с детских лет. Он руками обследует пациентов, ставит диагноз и потом проводит энергетическую чистку всего организма. Некоторым это помогает, в смысле - улучшает карму. Да вы сами можете его спросить, он сейчас спустится.

Действительно, через пару минут появился молодой человек 29 лет, с гладкой кожей шоколадного цвета, в белой рубашке с длинными рукавами и белых штанах, стройный, спинка ровная, как натянутая струна, глаза большие и умные, походка полна достоинства и благородства, словом, - красавец. Он представился доктором Джи. Я повторил ему вопрос насчёт коррекции кармы. Его ответ показался нам туманным, неопределённым и многословным. Более того, половину из сказанного совсем невозможно было разобрать, поскольку его английский язык в малайаламском исполнении (малайалам – официальный язык в штате Керала) довольно трудно поддавался идентификации с общепринятыми стандартами. Это потом, когда мы уже несколько раз пообщались, я стал лучше его понимать. Как я заметил, в Индии мало кто из местных жителей хорошо говорит на чистом английском, обычно это на уровне, в лучшем случае, «муя твой панымат». Так что доктор, в этом смысле, говорил ещё на приличном английском.

Выслушав его пространный ответ о кармических связях и мало что уяснив, я не стал углублять тему. Не за тем мы пришли. Тара объяснила ему цель нашего прихода. Её английский, пополам перемешанный с русским, шокировал меня ещё больше. Для неё вообще не существовало никаких грамматических правил, а о произношении лучше умолчать. Самое интересное, что они с доктором, который по-русски знал лишь несколько слов, в целом прекрасно понимали друг друга. Правда, иногда Тару заносило: когда она в какой-то момент не могла понять доктора, её перевод носил абсолютно вольный характер, сообразно её фантазиям.

В итоге общение происходило таким образом: я задавал вопросы по-английски и иногда отвечал доктору, Джи говорил на английском, Тара переводила его ответы на русский, а также вопросы Галы с русского, поскольку Гала английским не владела. Суть разговора привожу ниже.

- Есть ли у вас какие-нибудь заболевания? – спросил Джи.

- У меня всё нормально, - ответил я, - ничего не беспокоит. Одна проблема только: на руках, ногах и кое-где на спине какое-то кожное заболевание. То ли это бляшечная экзема, то ли псориаз, то ли ещё что-то в этом роде. Я даже не знаю, показан ли мне массаж.

- Не беспокойтесь, при таких кожных заболеваниях массаж не только можно, но и нужно делать. Это полезно. Покажите ваши болячки, - доктор вышел из-за стола и сел рядом. Я приподнял ногу, он внимательно посмотрел, потрогал пальцем и продолжил: - Они чешутся?

- Когда как. Если не трогать их, то не беспокоят. Но обычно чешутся, кожа шелушится.

- Как давно это у вас?

- Началось в 20 лет, когда из армии вернулся. Так что уже 30 лет, можно сказать, страдаю. Всякие средства лечения испробовал: и сероводородные ванны, и мази всякие разные, и уколы специальные, и народные средства. Ничего не помогло. Болезнь то обостряется, особенно под зиму и по весне, то затихает к лету. А на море за пару недель почти совсем проходит.

- Хорошо. После массажей я дам вам аюрведическую мазь – будете в Москве мазать, - сказал он и обратился к Гале: - А у вас что?

- У меня болит поясница. И боль в правой ягодице – аж в ногу отдает. Седалищный нерв, наверно. Я как будто сломлена пополам. Верхняя часть тела нормально себя чувствует, а нижняя – проблема. Такая вот психосоматика. Но ничего сделать не могу. Болит. Других жалоб нет.

- Я обследую вас после массажа. Проверю энергетику. Посмотрим, что можно сделать. Вы хотите только массаж?

- Да.

- Сколько?

- Мы не знаем. А сколько надо?

- Оптимально от 5 до 10.

- Тогда по 5 на каждого.

- Хорошо. Когда хотите начать?

- Наверно, завтра, - ответила Гала. - Сегодня мне уже сделали кири в отеле. Мы только что оттуда.

- Как? Сразу кири? Без подготовки? Это ужасно. Вы себя как сейчас чувствуете?

- Отлично.

- Кири считается тяжёлой процедурой. Прежде чем к нему приступать, надо три дня подряд делать расслабляющий массаж, чтобы размягчить тело и подготовить мышцы. Опасно начинать сразу с кири.

- А нам сказали, что не опасно. Значит, обманули. Эх!

- Ладно. Приходите завтра в 12. Устроит?

- Конечно.

Далее доктор записал наши фамилии, дату, время и место рождения. Сказал, что сверит кое-что по гороскопу. Ещё раз напомнил, что завтра проверит нашу энергетическую систему для более точного диагноза.

На следующий день мы пришли в назначенный час. Четверо молодых индусов отвели нас на второй этаж в большую комнату, разделённую ширмой на две части, в каждой из которой стояло по массажному столу. Я разделся, один из индусов повязал мне на бёдра одноразовый марлевый треугольник и помог лечь животом на стол. Я закрыл глаза и расслабился. И тут услышал спокойную, убаюкивающую музыку, под которую дуэт из мужского и женского голосов протяжно пели индусские мантры. Это музыкальное сопровождение длилось без перерыва в течение всего массажа.

Через пару минут слушания мантр наступило лёгкое трансовое состояние, когда душа готова была уже оторваться от тела и улететь в дали небесные. Но не успела, т.к. я почувствовал, что в изголовье у меня кто-то стоит и что-то шепчет. Чуть приподняв веки, я заметил перед собой индуса, произносящего мантры, который держал травяное масло в правой ладони, прикрытой сверху другой ладонью. По-видимому, так он настраивался на массаж. Через минуту он стал лёгкими и нежными движениями втирать масло в голову. Затем другой массажист начал пальцами массировать некоторые точки на моих ступнях. После этого они синхронно приступили к поэтапному растиранию ног, бёдер, туловища, плеч и рук, особо останавливаясь на мышцах коленок, рёбер, позвоночника и шейных позвонков. По промасленному телу руки их приятно скользили, сменяя одни движения на другие. Ладони у них горячие, как пирожки из духовки, и нежные, как крылья бабочки.

Спустя полчаса они перевернули меня, скользкого, как рыбу, на спину, и я испытал блаженство ещё раз. Кроме поглаживания, растягивания, растирания, протрясывания, постукивания разными частями ладони, они также тщательно надавливали на определённые точки по всему телу, дергали за каждый палец ног и рук, массировали даже пупок.

Закончив с телом, один из них вышел, а другой, помассировав нескольку минут голову, плотно засунул свои указательные пальцы мне в уши, выдержал паузу и резко их выдернул. Для меня это было не просто «чпок!», а прямо как взрыв изнутри, у меня от неожиданности аж глаза чуть не выскочили из орбит. Странно, но приятно.

Массаж лица длился всего минут 5-7, но мне они показались вечностью. Так меня не ласкала даже мать родная в детстве. Ощущение счастья постепенно переросло в сонливое состояние, и я задремал, не заметив, как массаж завершился, и я остался один, никем и ничем не тревожимый. Сквозь дремоту я периодически слышал свой храп, который мне приходилось подавлять усилием воли.

В какое-то мгновение мне показалось, что кто-то приблизился ко мне, постоял рядом и затем растворился в воздухе. Как потом выяснилось, это, на самом деле, был доктор, который сканировал нас руками. Гала тоже его чувствовала, но по-своему: сначала она заметила какую-то тень, которая наклонилась над ней и замерла на некоторое время, а потом у неё возникло ощущение, будто во лбу появилась огромная дыра.

Очнулся я от прикосновения чьих-то пальцев и неоднократного обращения шёпотом: «сэр!», «сэр!». Открыл глаза. Массажисты знаками показывают, что процедуре конец, пора на выход. Я встал, они обтёрли меня полотенцем и повели в другую комнату, где посадили в паровую бочку. Передо мной оказалось большое окно задней части здания с панорамным видом: туманно-голубое небо, кокосовые пальмы, на ветвях которых скачут и каркают вороны, на проводах сидят цветастые неведомые птицы и странно поют о чём-то неведомом, на замусоренном дворике чинно вышагивают тощие куры на длинных ногах, а чёрная корова жуёт старые газеты. Находясь словно в прострации, я удивлённо смотрел на всё это, а струйки пота, приятно щекоча, стекали по телу и лицу. Услужливый индус заботливо промокал салфеткой капли, попавшие мне в глаза, и по-детски улыбался. Мы перекинулись несколькими фразами. Я узнал, что наши массажисты – из Кералы, неженатые, без вредных привычек, вегетарианцы, набожные, да ещё воздерживающиеся от половых связей на сезон, когда они нанимаются делать массажи иностранцам. Говорят, такой образ жизни для тех, кто лечит, предписан аюрведой. Простые ребята, исполнительные, очень строго следуют правилам. И руки у них золотые.

После парилки я принял душ. Масло отмывалось плохо, да его и невозможно было полностью смыть.

Внизу мы снова встретились все вместе. Доктор спросил у Галы:

- Вы, наверное, раньше занимались какими-то практиками?

- Да, - поразилась она тому, что её считали, как открытую книгу. Ведь она никому здесь не говорила и даже не намекала, что по профессии она психолог. - А откуда вы знаете?

- У вас очень сильная энергетика. Это не просто так.

- Что-то я не совсем поняла. Вы имеете в виду мужа?

- Нет-нет, именно вас.

До своего отеля мы доехали на рикше. Я спросил водителя, может ли он завтра заехать за нами, чтобы отвезти на массаж. Тот кивнул на кучку косо на нас смотрящих таксистов, которые круглые сутки дежурили у въезда в отель, и намекнул, что не хочет приключений. Понятное дело, и здесь таксистская мафия.

Прикинув, что такси обойдётся в 350 рупий (210 рублей) ежедневно, а аренда мотороллера в 200 рупий (120 рублей) в сутки плюс свобода передвижений и независимость, я выбрал последнее. Конечно, очень опасно ездить по индийским дорогам с её ухабами, но если двигаться без спешки, сигналить на каждом повороте и перед каждым прохожим на обочине, то велика вероятность доехать до пункта назначения целым и невредимым. Кстати, в Кармоне и Кавелоссиме нет ни одной бензоколонки. Где-то по дороге между этими деревнями среди придорожных хибар и сараев стоит одна торговая лавка, владелец которой продаёт бензин из обычной бочки всем местным мотоциклистам. И делает это, похоже, полуподпольно, поскольку нигде нет никаких рекламных надписей или хотя бы элементарной информационной таблички, что здесь можно заправиться. Я сам узнал о такой заправке лишь от парня, который сдал мне в аренду мотороллер.

ГОКАРНА

После завершения массажного цикла Джи пригласил нас присоединиться к нему с Тарой в их двухдневном паломничестве в прибрежный город Гокарну, что в соседнем штате Карнаттака. Для индусов в этом году 25 февраля - начало священного праздника «Махашиваратри» (в переводе означает «Великая ночь Шивы»): считается, что бог Шива спит только один раз в году, т.е. по лунному календарю нынче это будет в ночь с 26 на 27 февраля. В это время тысячи паломников со всей Индии стекаются в Гокарну, где находится один из древнейших храмов Шивы, чтобы помолиться и прикоснуться к уникальному каменному лингаму.

В буквальном переводе с санскрита лингам – это «знак пола», обозначающий мужской детородный орган, а в широком смысле - фаллический символ порождающей и творческой божественной силы Шивы, одного из трёх главных богов индуистского пантеона (наряду с Брамой и Вишну), созидателя и разрушителя одновременно. Индусы в храмах поклоняются богу в виде каменного лингама, который обычно располагается на йони, т.е. женском символе.

Мы засомневались – ехать или нет. Всё-таки хотелось плавать и загорать. Но соблазнились, когда доктор сказал, что по прибытии на место мы пойдём на Ом Бич медитировать.

- Что за Ом Бич? – спросил я, поражённый неожиданным сочетанием двух таких разных слов. - Это некий особый пляж, специально предназначенный для медитаций?

- В каком-то смысле да. Там особая энергетика, поэтому хорошо медитировать, - ответил Джи с серьёзным выражением.

- А почему он так называется?

- Да просто потому, что имеет форму знака Ом.

Нас всё это настолько заинтриговало, что мы без колебаний согласились ехать с доктором. В воображении рисовалась фантастическая картина: на жёлтом песке океанского побережья безмолвно сидят тысячи голых йогов и созерцают Бесконечное.

И вот наступило 25 февраля. С утра мы искупались, позагорали, потом пообедали и поехали в Кавелоссим. Сели в джип, арендованный доктором, и за 3 часа добрались до Гокарны. Красивая деревня, хотя и называется городом. Располагается на редкой красоты полуострове.

Выйдя из машины, мы сразу поспешили на Ом Бич, чтобы успеть до заката снять гостиничный номер. По крутой тропинке спустились на пляж. Живописное, конечно, место: небольшая бухта длиной около километра, чистый песчаный пляж шириной метров 50, лес пальм, среди которых разбросаны тихие ресторанчики с прилегающими к ним, как мы быстро выяснили, номерами без удобств. Местами чёрные скальные камни стоят на стыке воды и суши. Воздух перенасыщен влагой, однако ощущения вполне комфортные. Людей не очень много. Но все европейцы. Практически одна молодежь. Публика в ресторанчиках нас поразила и вместе с тем насторожила: музыки почти нигде нет, все сидят какие-то притихшие, спокойные, пьют только безалкогольные напитки, разговаривают друг с другом вполголоса. Впечатление такое, что здесь они обрели то, что так долго искали, как будто они рядом с нирваной. До нас не сразу дошло, что это просто-напросто хиппи и наркоманы всех мастей, стилей и направлений. Просто в этой точке мира у них тусовка. А мы, наивные, полагали, что на Ом Бич день и ночь сидят серьёзные люди в позе лотоса и сосредоточенно сливаются с природой. Да, сливаются, и ещё как – и с природой, и с космосом, и с богом, и вообще со всем, что нарисует их распалённая кайфом фантазия.

За полчаса до заката, не найдя подходящих номеров, доктор привёл нас на чёрные скалистые камни, образующие как бы небольшой полуостровок. Кое-где на возвышенностях прыгали и каркали вороны, но, завидев нас в опасной для себя близости, улетели. В одной из расселин две костлявые чёрные коровы мирно жевали что-то бумажное, оставленное туристами, и ни на что не обращали внимания, даже на то, что на их спинах восседали вороны. Рядом хлестали и брызгали океанские волны. Под ногами ползали крабы.

- Сейчас будем медитировать, - сказал Джи после того, как мы остановились и положили свои вещи.

- А мы с Галой не умеем, - заявил я. – Как это делается? И что такое медитация?

- Это просто. Сейчас научу. Медитация – это расслабление. Для начала займите удобные, на ваш взгляд, места. Поскольку камни здесь такие острые, что можно порезаться, примите любое удобное и безопасное положение сидя или лёжа, как вам понравится. Но лицом обязательно к солнцу.

Тара просто села, скрестив ноги, Гала легла на спину и слегка на правый бок, а я приспособился полулёжа и спросил:

- Сколько это будет длиться?

- До полного заката солнца. Теперь расслабьтесь. Закройте глаза. Расслабьте всё ваше тело. Начните с левой ноги. Ваша левая нога расслаблена. Ваша правая нога расслаблена. Расслабьте мышцы живота и спины. Расслабьте левую руку, теперь правую. Расслабьте шею и мышцы лица. Всё ваше тело полностью расслаблено. Не думайте о прошлом, не думайте о будущем. Самое главное – это то, что происходит с вами здесь и сейчас. Слушайте шум волн. Представьте, что ничего другого не существует. Пусть ваш разум полностью успокоится.

Это был наш первый опыт медитации под руководством настоящего индуса. Медитация на камнях. На закате. Когда солнце село и наступили сумерки, мы очнулись. Я посмотрел на Галу – она сидела и счастливо улыбалась, глаза её светились давно забытой детской радостью.

- Представляешь, - удивилась она, - когда я открыла глаза, то увидела ту же самую картинку неба, которая всё время представлялась мне в воображении, пока я была в релаксе с закрытыми глазами. Точь-в-точь. Один к одному. Это так странно.

Окончив медитацию, мы поднялись по тропинке на дорогу, сели обратно в джип и поехали в городок искать ночлег.

Стемнело быстро. Местные гостиницы были переполнены, так что мы с трудом нашли один свободный и просторный номер. На всех. Доктор включил в розетку металлическую коробочку, которая непрерывно воспроизводила запись мантры «Ом нама Шивай». Мужской голос монотонно пел мантру и воздействовал гипнотически. Легко можно было войти в транс. Голос проникал глубоко в душу. Завораживал. После каждого заключительного слова «Шивай» раздавался короткий звук струнного инструмента, что-то типа «блум-м-м». Получалось так: «О-ом нама Шива-а-а-й». Блум-м-м. «О-ом нама Шива-а-а-й». Блум-м-м. «О-ом нама Шива-а-а-й». Блум-м-м. И так далее. Магнитофон работал не только всю ночь, но и весь следующий день и снова ночь. С тех пор та мантра навсегда впечаталась в клетки наших мозгов.

В десять вечера Джи, Тара, Гала и я спустились из номера в кафе на первом этаже. Слегка перекусили. Попили чайку. Разговорились. Перешли на «ты».

- Как ты определяешь болезнь человека?- спросил Джи, глядя на Галу.

- Прежде всего, через его слова, через беседу. Бывает, использую и рисуночные тесты, - ответила она. – А ты?

- А я определяю сразу, один раз взглянув на человека.

- Это как?

- Хочешь, научу?

- Хочу. Но как ты потом лечишь их, например, фобии, паники, сердце?

- Энергетически.

- То есть, пациент не осознает причину своего недуга?

- Это зависит от него самого.

- А вот как-то ты сказал, что у меня сильная энергетика. Что ты имел в виду?

- Ты - бриллиант, который испачкан в грязи. И надо постараться, чтобы отмыть его, – тогда он засияет мощным светом.

С этими словами доктор поднялся из-за стола, давая понять, что ужин окончен и пора идти спать, и добавил:

- Завтра у индусов пост весь день. Есть нельзя будет до полуночи. Если хотите, можете присоединиться. А если трудно, то не беда, в любом кафе вас накормят.

- А как лучше?

- Лучше не есть.

- Ладно, согласны на пост. Подумаешь, один день без еды. Зато как все.

В 5.30 утра, ещё затемно, мы вышли из отеля и направились в сторону храма. Городские улицы пустынны, всё закрыто, на дороге спят коровы, а рядом с лавками-сараями то здесь, то там на земле, ящиках и столах, ничем не укрытые, смачно храпят продавцы и нищие.

Минут 15 мы шли по широкой улице, которая постепенно сужалась и расходилась на несколько кривых узких улочек и проходов, пока вдруг не наткнулись на одиноко стоящего полицейского. На наш вопрос, правильно ли мы идём к храму, он кивнул и жестом показал нам в узкий переулок. Там мы увидели живую очередь в храм Ганеши,. Мы стали искать конец очереди, в которой люди стояли строго затылок-в-затылок, для чего нам пришлось долго петлять по переулкам. Спустя полчаса мы вдруг оказались на площади, где большую часть занимал огромный пруд для ритуальных омовений прямоугольной формы с берегом, отделанным гранитом в виде ступенек. Здесь-то мы наконец нашли крайнего. За нами довольно быстро становились вновь приходящие, сплошь индусы. Среди паломников иностранцев, кроме нас, не было. И чем ближе подходила очередь к храму, тем больше я наблюдал наглые попытки некоторых пожилых индианок втиснуться в колонну со стороны, хотя рядом дежурили полицейские в форменной одежде и следили за порядком.

Встретив рассвет под открытым небом и отстояв 4 часа в очереди, мы, наконец, зашли в храм, предварительно оставив обувь на улице у входа, и совершили подношение из купленных заранее на улице за несколько рупий цветочков с листиками каменному идолу Ганеши. На выходе один из брахманов дал мне целлофановый пакетик, внутри которого было запечатано 4 предмета: фотография идола, пуджа (красный порошок для нанесения точки между бровями), белый порошок для проведения полос на лбу и плечах, прасада в виде освященного тростникового сахара. На вопрос, зачем мне это надо, священнослужитель сказал, что для очищения и прощения грехов.

Кто такой Ганеша? Это – сын бога Шивы. Он также известен под другим именем – Ганапати. По преданиям, как-то раз Шива отправился на охоту, а его жена Парвати осталась дома и решила принять ванну. Из катышей своей кожи она слепила куклу в виде ребёнка, оживила его и поставила охранять вход, строго наказав никого не впускать. Когда Шива вернулся и захотел войти в дом, сын его не пропустил. В гневе Шива отрубил ему голову. Опечалилась Парвати и рассказала мужу, какую ужасную вещь он совершил. Чтобы её утешить и исправить свою ошибку, Шива бросился искать голову сына, но не нашёл. Тогда он пообещал приставить к его туловищу голову первого живого существа, которое пройдёт мимо. Таким существом оказался слонёнок. С тех пор Ганеша изображается в виде слона или человека со слоновьей головой, огромным животом, двумя, четырьмя или шестью руками. Он почитается богом мудрости и устранителем препятствий, к нему обращаются за помощью всякий раз, когда начинают или задумывают важное дело.

Неподалёку располагался храм Шивы. Согласно легендам, в давние времена демон по имени Равана предавался подвигу тысячи лет. Его усилия оценил Шива, покровитель йогов. Он явился перед ним и предложил любой дар, какой тот пожелает. Равана попросил самопроявленный лингам из чёрного камня, чтобы постоянно помнить о Шиве и поклоняться ему. Получив желанный дар, демон хранил его на острове Ланки (ныне Шри Ланка). Как-то раз Равана похитил Ситу, жену Рамы, главного героя эпоса «Рамаяна». Рама, будучи живым воплощением бога Вишну, убивает в поединке этого демона и освобождает свою любимую жену, а тот самый лингам он забрал и поместил в Гокарне, в месте, где ныне стоит храм Шивы.

Именно в этот храм мы и зашли. Заняли очередь, которая змейкой в несколько колец тянулась по всему периметру внешнего двора. И здесь перед нами нагло втиснулась в очередь пожилая индианка. Мы её и отталкивали, и увещевали, и взывали к совести, и хлопали её по плечу, но она стоически нас игнорировала, стояла крепко, как танк. Что делать? Пришлось смириться. Солнце нещадно палило. Местами частично спасал от прямых лучей металлический навес. Очередь двигалась медленно. Промаявшись так около 5 часов, мы приблизились ко входу в центральный двор, где я заметил табличку на английском языке: «Иностранцам вход запрещён». Но Джи успокоил, сказав, что на это не следует обращать внимания, т.к. данное правило не является строгим, индусы веротерпимы, поэтому никто не будет тыкать на нас пальцем и выставлять отсюда.

У входа во внутренний двор храма царило оживление: народ доставал из кульков мохнатые кокосы, брахманы разбивали их на две половинки и отдавали обратно, вода из разбитых кокосов текла ручьями по каменному полу, люди босиком шли по этой грязной луже, повсюду лежали и висели гирлянды живых ароматных цветов, запах от дымящихся благовоний дурманил голову, мужчины здесь снимали рубашки, обнажаясь по пояс, ибо иначе нельзя входить внутрь (к женщинам это не относится).

Когда мы очутились во внутреннем дворике, я увидел множество мужчин и женщин с детьми разного возраста, кучками сидящих здесь и там на полу возле брахманов, которые держали масляные светильники с огнем, пели молитвы и производили определённые манипуляции с красными и жёлтыми порошками, рисом, бананами, кокосами, цветочками и святой водой, - это они совершали пуджу. Пуджа – это служба, которую в храмах верующие семьями или целыми кланами и группами заказывают за деньги. Расценки фиксированные, но варьируются в зависимости от вида пуджи.

К нам, изнемогающим от жары и усталости, подошёл один брахман и пригласил сесть рядом с ним полукругом. Оказывается, это Джи заказал пуджу. Обычную, за здравие всех нас. В чистых одеждах светлых тонов мы безропотно сели прямо на грязный каменный пол. Брахман поставил перед собой блюдо с белыми и жёлтыми цветочками, порошками, святой водой в пиале, и начал громко петь то ли молитву, то ли мантры. Иногда, по его знаку, мы хором или каждый по очереди повторяли за ним имена богов и незнакомые санскритские слова, из которых я запомнил только два, произносимых наиболее часто и смачно, - «дартан» и «мартан» с сильным ударением на последнем слоге. Не переставая петь, он каждому налил из ложечки в ладошку святой воды мутного вида, которую мы тут же выпили, несмотря на грязные руки. Потом дал всем по щепотке освященных цветочков и риса. Хотя длилась пуджа всего минут 5-7, мы смотрели на всё как завороженные. В конце мы вдруг ощутили, что от накопленной за весь день усталости не осталось и следа. В теле появилась бодрость, а в мыслях - ясность.

После пуджи брахман и Джи повели нас в самое сакральное место храма -«святая святых» - центральное помещение со знаменитым самопроявленным лингамом посередине. Духота неимоверная. На улице градусов 35. А внутри меня потрясла атмосфера священнодействия - необыкновенно одухотворённая, праздничная, наполненная здоровой жизненной энергией огромной силы, или либидо, как сказал бы Фрейд. Плотная очередь из потных мужчин, по пояс голых, и женщин в сари двигалась строго друг за другом, обходя по кругу слева направо (это знак уважения) священный лингам. В центре лингама – небольшое отверстие конусовидной формы, оно заполнено мутной жидкостью (кокосовая вода с добавлением молока, мёда и топленого масла) и яркими цветами с зелёными листочками. Читая вслух мантры и находясь в состоянии эйфории, люди по очереди, толкая друг друга, по несколько человек одновременно засовывали туда свои ладошки, пытаясь достать до дна, жидкость расплёскивалась и растекалась по сторонам, уходя в отводные каналы, но отверстие опять заполнялось водой, неизвестно откуда взявшейся. Я тоже попытался достать дно, но стенки сужающегося вниз конуса мешали это сделать. Нескончаемая полуголая очередь двигалась не спеша, но быстро, как в мавзолее. Как я понял, главная цель всех паломников – прикоснуться к святыне и засунуть в её отверстие свою ладонь. В этом состоял главный финал и апофеоз.

Вечером, прогуливаясь по праздничным улицам и заглядывая в торговые лавки, мы спросили у доктора:

- Так когда нам можно будет кушать?

- Вообще-то пост заканчивается в 12 ночи,- ответил он.

- О, до полуночи осталось совсем немного – около часа, - наивно обрадовались мы.

- А в обычные дни вы едите так поздно? – задал неожиданный вопрос Джи.

- Нет.

- Тогда зачем вам отягощать желудок на ночь?

- И правда, зачем? Логично, - разочарованно согласились мы.- А завтракать-то можно будет в любое время? – уже с сомнением посмотрели мы на доктора.

- Да, конечно, но не плотно. Можно будет выпить чашку чая. А обедать уже как обычно.

- Ладно, потерпим, - смирились мы.

В отель вернулись поздно. От прогулки и многочасового стояния в очередях ныли ноги. И тело уже начинало шатать от усталости. Казалось, стоит коснуться подушки – и отрубишься по полной программе. Но доктор Джи вдруг огорошил нас заявлением:

- Сегодня спать нельзя. Эта ночь – единственная в году, когда Шива засыпает. Такое событие нельзя проспать и пропустить. Это очень важно. Хотя, если вам трудно, можете и поспать. В 4 утра опять пойдём в храм.

- И что, все индусы сегодня не спят?

- Насколько я знаю, да.

- Ну ладно, - согласились мы. – Подумаешь, ночь бодрствовать. Без еды обошлись. Целый день в очередях отстояли. И без сна обойдёмся. Как народ – так и мы.

Конечно, раздеваться мы не стали, просто легли, в чём были, на постель, вытянули утомлённые члены и приготовились бдеть. Доктор включил погромче коробочку с убаюкивающей мантрой «Ом нама Шивай», взял какую-то книгу на языке малайалам и приступил к чтению. Почти целый час прошёл в мучительной борьбе со сном. Веки наливались свинцом и периодически произвольно закрывались под действием собственной тяжести. Приходилось часто менять положение тела, чтобы не провалиться в сон.

Я заметил, что Тара не выдержала - отключилась и уже похрапывает. Надо было что-то придумать. И я спросил доктора, о чём он читает. Тот ответил, что это история об одной несчастной женщине, которая много страдала, но всю жизнь поклонялась Шиве и благодаря этому достигла просветления. Тут оживилась Гала и предложила доктору читать и рассказывать эту историю абзац за абзацем, а мне – переводить ей на русский язык. Так за коллективным чтением мы скоротали ещё один час. Но утомились. Доктор с трудом уже шевелил языком, да и меня снова потянуло в сон.

Часть повествования затрагивала такую проблему: какой день недели наиболее предпочтителен для поста. Та женщина спрашивала многих мудрецов. Но те, сходясь во мнении, что один раз в неделю нужно обязательно голодать, давали, тем не менее, разные ответы. Она много лет искала правильный ответ, совершала много ошибок. Наконец ей явился сам Шива и внёс окончательную ясность, сказав: «Для меня угоден понедельник».

На этом месте Гала вдруг встрепенулась и спросила:

- А какой сегодня день недели?

- Наступил понедельник,- ответил Джи.

- Так что получается, у нас опять должен быть пост? – её глаза расширились от ужаса.

- Нет-нет, это не обязательно, - засмеялся он.- Хотя, если хотите…

- Спасибо большое, - оживлённо заметила Гала. - В следующий раз. Может быть.

Из-за неожиданного эмоционального всплеска у всех нас сонливость как рукой сняло. Мы ещё немного пошутили на данную тему, посмеялись, походили туда-сюда по комнате и, успокоившись, опять легли на кровать.

А доктор отправился принимать душ. Через 5 минут он вышел, остановился посреди комнаты, опустился на колени и сел ягодицами на пятки (позже я узнал, что эта поза называется «ваджрасана»), руки положил на колени, скрестив ладони внутренней стороной вверх, выпрямил спину, закатил глаза и замер. Господи, подумали мы, наверно медитирует. Так прошло несколько минут. Затем он поднялся, сложил ладони перед грудью и начал делать ряд йоговских упражнений. Надо, сказать, делал он всё чётко и красиво, как бог. Завороженные, мы не могли оторвать от него взгляд, хотя и испытывали внутренний дискомфорт и неудобство из-за того, что наблюдаем нечто интимное. И потом, первый раз в жизни мы воочию смотрели на индуса, выполняющего упражнения, для которого йога – неотъемлемая часть повседневной жизни с детских лет.

Закончив комплекс, Джи опять сел в прежнюю позу и несколько минут занимался дыхательными упражнениями. После этого последовала непродолжительная медитация, некие пассы руками, шептание мантр. Затем он помассировал пальцами мышцы лица, открыл глаза, встал, посмотрел на нас, улыбнулся и сказал, что пора собираться в храм. Мы быстро приняли душ и вышли из отеля.

Четыре часа утра. Темно и пустынно. Казалось, мы одни идём по спящим улицам. Кое-где слева и справа от нас у закрытых лавок смачно храпели торговцы, лежавшие на своих столах-прилавках или прямо на земле. Иногда откуда-то раздаётся резкий пронзительный крик павлинов, эхом расходящийся в бесконечное пространство над нашими головами.

До храма оставалось совсем немного, когда в конце улицы мы заметили кучку людей, толпящихся возле высокой, с трёхэтажный дом, колесницы с огромными (метра 2 в диаметре) деревянными колёсами, которую вчера днём, проходя мимо, мы приняли за неподвижный памятник архитектуры. Верхняя половина колесницы напоминала церковный купол, украшенный разноцветными ленточками и гирляндами цветов. Внутри купола горели светильники и трое брахманов суетились вокруг идола Шивы.

Откуда ни возьмись, появился оркестр из четырех индусов с барабаном и трубами. Вдруг грянула оглушительная музыка. Толпа засуетилась, кто-то что-то выкрикивал. И вот мы видим, как несколько человек разматывают два толстых каната длиной метров по 20, привязанных одним концом к колеснице, а люди из толпы хватают их руками и начинают с силой тянуть. Как бурлаки на Волге. Колесница дёргается и - о чудо! – к нашему изумлению, всё это огромное хлипкое сооружение со скрипом трогается с места и едет по неровной брусчатке, довольно рискованно раскачиваясь из стороны в сторону. Открыв рот, я смотрел и гадал, опрокинется она или нет. Ожидать можно было чего угодно. Будь что будет, - решил я, - ухватился за канат и стал тянуть наравне со всеми, чтобы ощутить важность момента приобщения к этому невероятному священнодействию.

Толпа в сопровождении музыкального оркестра катила колесницу по узкой улочке. Между исполинскими колёсами бегал мужик с деревянной дубиной, зауженной на конце, которую он подсовывал периодически то под одно, то под другое колесо, направляя колесницу таким образом, чтобы она двигалась прямо и не задевала близстоящие строения. Опасное однако у него занятие: одно неосторожное движение – и запросто можно остаться без руки или ноги. Это в лучшем случае.

Через метров 200 процессия остановилась, музыка стихла. Брахманы вынесли из купола идол, украшенный цветочными гирляндами, поводили вокруг него священным пламенем масленых светильников, пропели какие-то молитвы, пронесли огонь среди толпы. Люди же с жадностью подносили к нему ладони, как бы вбирая в себя его очистительную силу, а затем касались пальцами своих глаз и макушки. Потом идола поместили обратно в купол, канаты привязали с обратной стороны, раздалась команда главного распорядителя и под музыку колесницу потянули назад. Я отошёл в сторонку и спросил доктора:

- Что сие значит?

- Считается, что бог Шива, когда засыпает, покидает наш мир, а когда просыпается, то снова возвращается. И обряд символизирует этот божественный акт. Поскольку Шива проснулся, праздник считается законченным. Теперь можно есть и спать. Но сначала надо зайти в храм.

- А как часто катают колесницу? – полюбопытствовала Гала.

- Один раз в год. Именно в этот день, - сказал Джи.

- Надо же! Так нам крупно повезло?

- В смысле местной экзотики – может быть. Но главное не в этом. А в том, что здесь очень сильное энергетическое место. Оно благотворно влияет даже на тех, кто ни во что не верит. Раз в год я приезжаю сюда, чтобы подзарядиться и восстановить свои силы.

- И много таких мест в Индии? – поинтересовался я.

- Столь мощных – не много.

- А есть ещё более мощные?

- Я зная только одно.

- Какое же?

- Храм Мукамбики.

- Это далеко?

- Часа два езды отсюда на машине. Он находится в горах. Мы с Тарой собираемся туда послезавтра. Если хотите, присоединяйтесь.

- Ну, не знаем, мы подумаем, - уклончиво ответил я. – А там что, тоже будет праздник?

- Нет. Просто Мукамбика – жемчужина Индии. Несколько раз в год, если у меня появляются свободные дни, я стараюсь побывать в этом уникальном месте. Кроме того, 2 марта у меня день рождения, и я хочу встретить его там.

В храме Ганеши очереди не было, к нашему удивлению. Мы быстро зашли и вышли. В храме Шивы также было немноголюдно. Правда, центральная часть, где хранился лингам, была закрыта для посетителей. Поэтому мы лишь сделали три круга по внутреннему дворику храма и направились к отелю.

По пути заглянули в кафе, заказали по чашке масала-чая с маленькими пончиками. После нескольких глотков сладкого горячего напитка настроение у всех резко поднялось. Мы ощутили прилив бешеной энергии. Весело шутили и смеялись. Потом Гала спросила Джи:

- Ты вот назвал меня бриллиантом. И как мне теперь жить дальше?

- Во-первых, бросить курить. А во-вторых, делать йогу и заниматься медитацией.

- Но я не знаю, как это делается.

- Я преподам вам мастер-класс йоги.

- Когда?

- Позвоните мне сегодня после обеда. И договоримся о времени.

- Хорошо. Только это, наверно, сколько-то стоит?

- Для вас – бесплатно, - улыбнулся он.

- Ну ладно, - не унималась Гала, - научимся мы йоге, а дальше что и как?

- Шаг за шагом, - уже серьезно ответил доктор.

Спустя час мы покинули Гокарну, город, расположенный на выдающейся в море небольшой части суши таким образом, что он с трех сторон омывается волнами. В машине ехали почти молча – каждый переваривал свои впечатления. По большому счёту, тогда я и понятия не имел, куда нас закинула судьба и какую святыню на самом деле мы лицезрели. Лишь в Москве, спустя пару месяцев после возвращения из Индии, перечитывая в очередной раз «Махабхарату», древнеиндийскую эпическую поэму, в которой излагается история мира от сотворения до эпохи Кали-юги (началась в полночь 18 февраля 3102 года до н.э.), я случайно наткнулся на описание Гокарны среди перечня наиболее священных мест Индии:

«Затем нужно достичь прославленной в трех мирах, чтимою всею вселенною, окружённой морем Гокарны, о Индра царей! Это там боги во главе с Брахмой, святые мудрецы, владеющие сокровищем тапаса, бхуты, якши, пишачи, киннары, великие змеи, сиддхи, чараны, гандхарвы, люди и ползучие гады, а также все реки, океаны и горы поклоняются Супругу Умы [т.е. Шиве]. Воздав там почести Ишане [т.е. Шиве] и пропостясь трое суток, человек обретает десятикратный (плод) ашвамедхи и состояние (ганапатья); кто же там проживёт двенадцать суток, тот становится совершенен духом».

(Цит. по изд.: Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). «Наука», 1987, стр.197, глава 83, шлоки 22-25)

Бог ты мой, этому городу, оказывается, свыше пяти тысяч лет, во-первых, а во-вторых, он и в те далёкие времена являлся одним из важнейших мест паломничества. О, если бы я знал тогда, что там надо прожить двенадцать суток! Я бы там остался и на больший срок!

Машина довезла нас прямо до отеля, и при расставании мы выразили доктору свою глубочайшую благодарность:

- Джи, огромное спасибо тебе за то, что ты показал нам Индию изнутри. Мы потрясены до глубины души тем, что увидели и тем, что испытали сами. Это для нас ценнейший духовный опыт.

- Всегда пожалуйста, - ответил доктор. И добавил: - Так вы едете с нами в Мукамбику?

- Когда?

- Послезавтра.

- Ты знаешь, у нас столько впечатлений, что нам хватит их на несколько месяцев. Кроме того, до послезавтра надо ещё дожить. А сейчас мы очень утомлены дорогой и бессонной ночью.

- Ладно. Не забудьте позвонить мне после обеда насчёт мастер-класса. Хорошо?

- Да, конечно, - сказали мы.

Доктор с Тарой уехали, а мы быстренько сходили в номер, переоделись и побежали на море искупаться. Вода освежила нас, от усталости не осталось и следа. Откушав на обед жареную рыбу под названием красный снэппер и выпив несколько стаканов свежего сока манго и папайи с кокосовым молоком, мы подумали, что, пожалуй, это здорово, когда йоге учит индус, который не просто знаток йоги, а ещё и дипломированный доктор аюрведы. Кто лучше него может это сделать? Книги, учебники? Насколько я помню, почти во всех пособиях по йоге написано, что упражнения следует выполнять исключительно под строгим наблюдением инструктора, чтобы не навредить себе. Раньше я много читал на эту тему, осторожно пытался что-то делать сам, но прекрасно понимал, что без учителя все усилия напрасны, т.к. истинные знания передаются изустно. Да и где было найти учителя? Среди русских? Или случайных гастролёров? Нет, это всё не то. Поэтому я с радостью в душе позвонил доктору. Он назначил нам встречу у него в офисе через час.

Ровно в 17.00 мы уже были на месте. Нас встретила Тара и сказала:

- Подождите минут 15-20, у него сейчас пациент.

- Да не проблема, подождём.

- Ой, - выдохнула она, - не знаю, как он будет проводить с вами мастер-класс. Вы думаете, у него была хоть минутка отдыха? Здесь, когда мы приехали, уже выстроилась целая очередь из клиентов. И сразу он стал делать им энергетическую чистку. На каждого человека уходит почти час. Мы даже не обедали. Представляете?

- Да уж, - удивились мы. Однако, будучи людьми деликатными, мы вежливо предложили: - Может быть, нам зайти завтра?

- Нет, ни в коем случае, - запротестовала Тара. – Если он назначил вам время, то ему видней. И клиент у него, пожалуй, уже последний на сегодня. Как вам Гокарна?

- О, мы переполнены впечатлениями. А тебе?

- Я там была уже однажды, в прошлом году.

- Ты давно живешь в Индии?

- Уже два года.

- И чем занимаешься?

- Вот, сижу на ресепшине. Помогаю Джи в работе с русскими - они ведь совсем не понимают по-английски.

- А как ты здесь оказалась? – спросила Гала.

- Думаю, кармически. Два года назад одна моя подружка соблазнила меня поехать в Индию в отпуск. У меня была прекрасная работа в крупной нефтяной компании. Я работала финансовым директором. Зарабатывала кучу денег. Открыла даже собственный ресторан, который, кстати, до сих пор действует и приносит мне некоторую прибыль. Дочке тогда было 8 лет, с мужем отношения не сложились и мы развелись. Постоянное напряжение ради делания денег к тому моменту измотало меня. Жизнь теряла смысл, я утратила способность радоваться, начались всякие болезни, проблемы с сердцем. Я стала заядлой любительницей казино. Но и это не спасало. Короче, я поняла, что мне полный кирдык. Как сказал один поэт: «вот и смерть моя пришла, но никто не рукоплещет». Я прилетела в Индию в отпуск. Остановилась с подружкой в четырёхзвездочном отеле. Первый вопрос, который я там задала, растопырив пальцы, был такой: а где здесь казино? Служащие отеля привели меня, такую всю из себя богатую и крутую, в какой-то задрипанный чахлый сараюшко, где стояло два ржавых игровых автомата допотопных времён, и сказали: вот, мол, мадам, вам казино. Я устроила скандал, заявила, что в этом отеле больше не останусь, взяла такси и поехала с подружкой искать отель поприличней. И что? Мы так и не нашли нормальное казино. В расстроенных чувствах я поплелась по улице и совершенно случайно наткнулась на кабинет аюрведического лечения. Зашла. Там сидел доктор Джи. Вот он-то меня и вылечил. Буквально спас меня от смерти. Научил йоге и медитации. Я наконец-то обрела душевное спокойствие. В благодарность за своё исцеление я и работаю здесь с тех пор. Уволилась с работы, оставила в Москве шикарную трёхкомнатную квартиру в центре, дом в Подмосковье.

- А где дочка?

- Она живёт там, в квартире, с моей мамой. Несколько раз в год я навещаю их, помогаю деньгами.

- Не тяжело так жить?

- Конечно, трудно. Сильно скучаю. Звоню каждый день. Только иначе я не могу. Здесь теперь вся моя жизнь, здесь мой учитель – Джи. Однажды я даже видела Бога. Он явился мне, когда я медитировала на южной оконечности Индии, - на этих словах Тара даже закатила глазки и сложила на груди ручки в умилении. Мы же усомнились в её искренности, но виду не подали. Скорее всего, это фантазии, в которые она хочет верить. Настораживающий симптом! Не думаю, что человек, испытав глубочайшее потрясение от того, что действительно узрел Бога, будет рассказывать о своём интимном переживании всем подряд, кому ни попадя. Однако она продолжила:

- Что же касается моих близких - я молюсь за них, мысленно им помогаю. У меня глубокое убеждение, что только благодаря моей подвижнической деятельности здесь, в Индии, мои родные чувствуют себя лучше там, в Москве.

Эти странные рассуждения насторожили Галу. Про себя она отметила, что, похоже, Тара страдает маний всемогущества и чрезмерным нарциссизмом, и задала невинный вопрос:

- Да? А в чём же проявляется эта деятельность?

И вдруг Тару понесло:

- Когда я впервые встретилась с Джи, он был заторможенный и медлительный, как и многие индусы тут. А я расшевелила его, научила всё делать быстро. И когда он по старой привычке тормозит, я сразу вмешиваюсь и тормошу его. Раньше, до меня, у него было мало клиентов. А благодаря мне его бизнес пошёл в гору. Кроме того, я ему и еду готовлю, и одежду покупаю, и порядок навожу в кабинетах, и организую закупы всяких мелочей для массажей, и секретаршей сижу на телефоне. Как рабыня, пашу на него.

- И только потому, что он спас тебя от смерти?

- Нет, не только. В Москве я ходила к одной гадалке, - доверительно зашептала она, опустив немного голову и озираясь, - которая сообщила, что в прошлой жизни Джи был моим мужем, но я ему изменила, и семья разрушилась. А в этой жизни мы встретились с ним не просто так, а по карме, и моя задача теперь – искупить свой грех и заслужить у него прощение.

- Ты говорила об этом Джи?

- Да.

- И как он отреагировал?

- Сказал: «Может быть».

Пятнадцать минут истекли, появился Джи с улыбкой на лице и повёл нас на второй этаж в специальную комнату для медитаций. Он посадил нас на пол напротив себя, выдержал паузу, устремив взгляд внутрь себя, потом сказал:

- Сейчас я научу вас комплексу специальных упражнений. Частично я показал его вам в Гокарне. Помните?

Мы ахнули. Значит, он, оказывается, не просто так зарядку делал для собственного удовольствия, а демонстрировал нам то, чему уже решил нас научить! Хитрец, однако!

Далее он подробно изложил, что и как делается. Наилучшее время для занятий – в промежутке между 6 и 8 утра. Сразу после сна надо принять душ. Упражнения выполняются лицом на восток. Последовательность такова.

1. Сядьте на колени и пятки (пальцы ног вытянуты назад). Спина прямая. Положите руки на ноги под пупком друг на дружку ладонями вверх, причем для женщины – левая ладонь сверху, для мужчины – правая. Эта поза называется ваджрасана. Закройте глаза и расслабьтесь. Дыхание через нос, спокойное и ритмичное. Сосредоточиться на точке между бровями. Позволить мыслям течь своим ходом, стараясь быть посторонним и незаинтересованным наблюдателем. Поначалу этого трудно добиться, но со временем всё получится, если тренироваться каждый день. Представьте, что вас окружает небесно-голубой цвет. Начинайте делать глубокий медленный вдох и такой же выдох. Дышать только носом. Вместе со вдохом в вас проникает этот голубой свет, наполняя каждую клетку вашего тела. Он очищает и заряжает энергией. На выдохе вообразите, что из вас уходит грязь и болезни. Делать так минут 5.

2. Встаньте прямо, ноги вместе, носки врозь. Руки свободно свисают. Этот комплекс из 12 упражнений называется сурья намаскара, что переводится как «приветствие солнцу». Позы меняются поочерёдно на каждом вдохе или выдохе. Это легко запомнить: когда спина выгибается – вдох, сгибается – выдох. Итак.

Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что у вас из макушки выходит струна, за которую вас тянут вверх. Лучом внимания пройдитесь от головы до ног, поочередно расслабляя мышцы там, где они зажаты. Представьте, что ноги ваши тяжелые, как железо, и их словно магнитом притягивает к земле. Дыхание ровное, спокойное. Через нос.

Положение 1. Молитвенная поза. Стоя прямо, сделать глубокий выдох. Сложите ладони перед грудью в восточном приветствии.

Положение 2. Вытягивание с поднятыми руками. Вдох. Поднимите руки вверх и прогнитесь максимально назад, ноги и руки при этом остаются прямые.

Положение 3. Поклон. Выдох. Медленно сделайте наклон вперёд, чтобы ладони касались пола на одной линии с пальцами ног. Постарайтесь достать лбом колени, не сгибая ноги. Но не перенапрягайтесь. Каждое движение должно приносить удовольствие.

Положение 4. Поза всадника. Вдох. Не меняя положения рук, отставьте вашу правую ногу назад как можно дальше так, чтобы правое колено опиралось на пол. Подбородок поднимите вверх.

Положение 5. Поза горы. Выдох. Поставьте левую ногу рядом с правой, одновременно поднимая таз. Голову опустить между рук и прикоснуться подбородком к груди. Ваши спина и ноги должны образовывать с полом совершенный треугольник. Пятки и ладони прижаты к полу. Руки и ноги не сгибаются.

Положение 6. Восьмичленное приветствие. Это единственная поза, при которой делается вдох и выдох. Сделайте вдох. Не меняя положения ладоней, опустите тело на колени, грудь и подбородок. Таз и живот приподняты – они не должны касаться пола. Теперь выдох.

Положение 7. Поза змеи. Вдох. Опустите живот на пол, подайте тело вперёд и поднимите на руках верхнюю часть корпуса так, чтобы спина выгнулась вверх и голова запрокинулась назад. Бёдра не отрываются от пола. Ступни ног опираются на пальцы.

Положение 8. Поза горы. Выдох. Поднимите таз и примите положение 5.

Положение 9. Поза всадника. Вдох. Передвиньте левую ногу вперёд между рук так, чтобы пальцы ног и рук находились на одной линии. Колено правой ноги опустить на пол. Поднять подбородок. Как в положении 4.

Положение 10. Поклон. Выдох. Не меняя положения ладоней, поставьте правую ногу рядом с левой так, чтобы пальцы ног и рук были на одной линии. Таз поднят, лоб касается коленей. Как в положении 3.

Положение 11. Вытягивание с поднятыми руками. Вдох. Выпрямиться и прогнуться назад. Как в положении 2.

Положение 12. Молитвенная поза. Выдох. Опустите руки и сложите ладони вместе на груди.

Эти 12 поз составляют первую половину круга. Вторая половина круга повторяет первую, за исключением положений 4 и 9, а именно: в положении 4 назад отводится не правая, а левая нога, а в положении 9 правая нога передвигается вперёд между рук. Таким образом, находясь в позе всадника, в первой половине круга сзади остается правая нога, а во второй – левая. Получается, что за один полный круг мы выполняем 24 позы. После позы 12 сделайте вдох и опустите руки, затем с выдохом приступайте к позе 1 нового полукруга. Начните с одного круга, постепенно доводя до 12 кругов. Вы можете делать сурью намаскару в быстром или медленном темпе - это как вам больше понравится. Исходите из себя.

3. Сядьте в позу ваджрасана. Спина ровная. Глаза закрыты. Расслабьтесь на 1-2 минуты. Следующее упражнение называется бастрига. Напоминает работу насоса. Сжав пальцы, поднимите кулаки на уровне плеч, как будто бы вы поджались на турнике. Одновременно с глубоким вдохом поднимите руки вверх, полностью выпрямив пальцы. Теперь сделайте сильный выдох, резко опустив руки в предыдущее положение (как на турнике) и сжав пальцы в кулак. Снова глубокий вдох, руки поднимаются вверх. И опять резкий выдох с опусканием рук. Дышать только носом! Повторять так 20 раз. Затем пауза секунд на 10. И ещё 10 раз. С каждым днём количество таких вдохов-выдохов следует увеличивать на один раз, доведя их соответственно до 70 за первый присест и 60 за второй. Запомните: поднимаются и опускаются только руки, ягодицы же от пяток не отрываются!

 Февраль 2007

Мнения читателей:

Вы можете высказать свое мнение и будете первым!

На главную страницу
Заглавная India.ru Лента новостей Форумы Страна Индия Как поехать в Индию Впечатления путешественников Карта сайта Рассылка об Индии МахаЧат - заседание восточных мудрецов Гостевая книга Индия.Ру
 
 

Дорогие Друзья!
Приглашаем Вас принять участие в cоздании сайта www.India.ru
Присылайте свои материалы и впечатления об Индии, и всем что с ней связано.


TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100
 
 
Дизайн - Чирков Павел