Индия Ру!
India.ru
Впечатления
 
   
 

Полет над гнездом туркменской кукушки.

Путь к Ясному сознанию.
Записки из Индии 2002г.

В середине декабря, после завершения моего путешествия по Индии, когда мне казалось, что ужасы индийского бардака подошли к концу, жизнь еще раз продемонстрировала в действии один из законов Паркинсона, а именно тот, который гласит – если дела пошли плохо, то в ближайшем будущем они пойдут еще хуже.

Еще летом, выбирая между Сциллой «Киргизских авиалиний» ( в том году одни наши знакомые просидели 12 дней в здании аэропорта, ожидая стыковочного рейса из Бишкека в Дели), и Харибдой «Эйр Индия» (одна из тех, кто замыкает рейтинг мировых авиакомпаний, и услуг которой даже индусы предпочитают избегать), я остановил свой выбор на авиакомпании «Туркменские авиалинии» (везде далее – «ТА»), о которой многие отзывались, как о более надежной по сравнению с вышеупомянутыми.

Приключения начались на обратном пути. Сначала это было просто как вынужденное, но интересное приключение – в аэропорту Дели, откуда мы должны были вылетать 14 декабря в 5-50 утра, представители «ТА» нам сообщили, что в связи с метеоусловиями наш рейс откладывается на два часа. Промариновав нас еще пару часиков сверх плана, нам наконец-то сообщили, что рейс не просто откладывается, а очень даже откладывается, и вылет назначается на 14 часов дня. Дальше заработал конвейер – нас собрали, накормили и отвезли в приаэропортовский отель, который тянул на крепкие 3 европейские звезды, а то и на все 4. Светило солнышко, был шведский стол, вокруг отеля мягкая травка и бассейн – настроение у всех было умиротворенное, и все чувствовали заботливую руку авиакомпании. К сожалению, не удалось поспать, потому что сборы на вылет назначали через каждые два часа, и как Ваньки-встаньки мы прыгали то в постель, то в вестибюль с вещами, в результате чего вряд ли кому удалось поспать хоть часик.

Вылет таки состоялся в 0-30 ночи, и несмотря на проведенные 17 часов без сна в аэропорту и гостинице (а надо еще учесть, что и в первую ночь спать было невозможно, поскольку уже в 3 утра мы должны были выезжать из отеля на регистрацию), было относительно терпимо, и всех грела предстоящая близость рейса на Москву.

Ужасы начались неожиданно. В 3-30 утра 15-го декабря пошел отсчет тому, чему дать определение я предоставляю читателю самостоятельно, а я опишу лишь факты. Итак, в 3-30 утра нас выгрузили в транзитный зал международного аэропорта в Ашхабаде. Вместе с нами туда же были загружены еще два-три рейса, ожидающих своего стыковочного вылета. Первое легкое недоумение у обитателей транзитного зала возникло к 6 утра. Мы наконец-то отошли от эйфории предвкушения близости конца, и обратили внимание на то, что в зале пусто и холодно (на улице минус 3, и стеклянные двери, отделяющие нас от зимы, имели слишком широкие щели, так что холод стал брать свое). Мы также уяснили, что информационные табло мертвы, что в зале нет ни единого работника аэропорта, что сиденья жесткие и что холод начинает пробирать. Наверное, вся бы эта история не пошла так, как пошла, и бессловесные посткоммунистические пассажиры изошли бы раздражением на работников авиакомпании и друг на друга, но в конце концов тихо и мирно все проглотили, но кому-то на небесах было угодно другое продолжение. Занавес вспорхнул, и на сцене появилось главное действующее лицо первой половины ужасного дня 15-го декабря. И этим лицом оказался немного неловкий и даже чем-то смешной, полноватый немец с двумя дочерьми лет 10-11, маленьким чемоданом и забавным маленьким рюкзачком. Он выглядел всполошенным и суетливым, бегал по залу и вопрошал «Где босс?» у рядовых пограничников, которые по-английски и по-русски говорили так же, как немец на туркменском, а также у пробегающих рядовых работниц службы регистрации, которые по-русски говорили хорошо, но не позволяли себе сказать ничего кроме «нет телефонов, нет начальников, нет информации, нет ничего и меня нет». Это было немного смешно, и все улыбались, глядя на бессмысленные метания немца. Но немец преподал нам всем урок, который, я уверен, запомнится многим пассажирам надолго.

Немец неожиданно впал в ярость и неустанный энтузиазм. Он кричал на всех, кто имел хоть какое-то отдаленное отношение к аэропорту, включая работниц магазинов «Duty free» и продавщиц в ларьке, пограничников и появляющихся и исчезающих мелких служащих, он потрясал руками, он вопил, что ему нужна гостиница и питание, что его не интересуют никакие объяснения того, почему ни гостиницы, ни питания предоставить нам не могут. Он молотил воздух равномерными воплями «Где босс» и «Мне и моим детям, больным диабетом, нужна гостиница и питание». Эти вопли раз за разом становились все настойчивее и громче, он кричал остальным русскоязычным туристам, что он изумлен, почему и они не кричат, почему не борются за свои права. Он кричал работницам у регистрации, что он заплатил свои деньги не за воздух, а за реальные услуги, и что пусть ему оказывают эти услуги. Он кричал пограничникам в лицо, что их государство – криминальное, что их Ниязов – преступник и диктатор, раз в его стране возможны такие вещи, что это фактически похищение людей, поскольку пограничники жестко пресекали все попытки выйти за пределы аэропорта для того, чтобы самому снять себе гостиницу в городе. Он кричал темным личностям, которые время от времени появлялись из служебных закрытых дверей и исчезающих там же, и категорически отрицали свою причастность к чему угодно, что они сами, их государство и их авиакомпания – это единая мафия, что их посткоммунистической системе место в архиве, что их государство – это натуральный ГУЛАГ и т.п.

К 10 часам утра ситуация накалилась. Немец парадоксальным образом не утерял своей активности, а напротив – все наращивал ее, и почти против своего желания в водоворот криков и требований оказались вовлечены многие другие пассажиры из Украины и России. Началось столпотворение, которое вот-вот должно было перейти к разносу витрин и физическому воздействию, и, почувствовав неладное, рядовые работники сломались и позвали на помощь таки свое руководство.

Руководство появлялось на арене, как продавцы гашиша на улицах Дели – украдкой, быстрыми шажками пробегали по залу, уворачиваясь от пассажиров и бормоча «нет-нет, я не начальство, я вообще никто», добегали до своих регистраторш, что-то скороговоркой обсуждали и мгновенно убегали. Очень показательным было появление молодого человека лет 30, который на мой вопрос «ты – начальник?» испуганно сказал «нет-нет», и побежал дальше в укрытие – в зал для пассажиров бизнес-класса. Однако укрытие было взято штурмом, и в нем были застигнуты врасплох несколько людей. Тот самый молодой человек оказался самым настоящим заместителем генерального директора аэропорта. Вот тебе и не начальник! Он выслушивал требования пассажиров, участливо кивая, и не говорил ничего конкретного – ни когда будет еда, ни когда дадут попить воды, ни когда полетят самолеты, ни даже когда он даст какую-то информацию. Начальство исчезло, оделив нас обещаниями немедленно все исправить. Все успокоились, но не тут-то было! Вновь наш неугомонный немец пошел в атаку, крича, что ему не нужны обещания, а нужны реальные действия и реальная информация о том – что делается. Он давил и давил, и через час его напор снова стал угрожающим, и снова появились начальники. На вопрос – «почему в течение часа ничего не произошло», им ответить было нечего. Немец впал в истерику, и, похоже, остальные были недалеко от этого.

Попутно я предавался развлечениям. Я плотно взял двух пограничников, и стал требовать выпустить меня в город, потому что я хочу в гостиницу, пусть за свой счет. Они категорически заявляли, что визы у меня нет, так что только через их труп. Я соглашался с их решением, но требовал, чтобы они дали мне запрет в письменной форме. Это, конечно, было чересчур, и они были в шоке от такого требования. Я настаивал на своем, но смысла в этом было немного. Тогда я сменил тактику. Когда в очередной раз дверь отворилась, чтобы впустить очередного работника аэропорта, я попросту вставил свою ногу и не дал закрыться двери. Пограничники были в экстазе, но применять силу к гражданину России остерегались, поскольку они были самыми обычными рядовыми пограничниками, и привыкли только подчиняться. Но моя нога-то находится на суверенной территории Туркменистана, и дверь закрыть невозможно, и я стараюсь выйти! Паника. Мгновенно забыв о том, что еще 5 минут назад они уверяли, что никаких начальников нет и поблизости, что сегодня суббота и все дома спят, они вызвали начальника, который и прибыл через минуту. Я повторил свои требования. Начальника обуял ступор. Написать письменное запрещение – да он умрет, но не оставит своей подписи нигде. Не написать – а как мотивировать отказ, ведь его запрет совершенно законен, ведь у меня нет визы. Получилась интереснейшая ситуация – начальник боится подписать свое распоряжение, которое находится в полном соответствии и с внутренними инструкциями, и с международным законодательством. Я не стал более мучить служивых – это было бы похоже на вивисекцию, но кое-какие выводы для себя сделал о местных нравах – ведь это кое о чем говорит, не правда – ли – такой безумный страх перед необходимостью принять решение. Позже мне очень пригодилось это наблюдение.

Наконец появилась первая информация. Она была в высшей степени неформальная, и даже более того – она была секретная, по крайней мере появившиеся на своих рабочих местах работники авиакомпании и аэропорта, которые нам ее сообщали, вели себя так, словно совершали должностное преступление, давая нам ее. Заключались новости в том, что наше требование размещения в гостинице – это нонсенс по местным понятиям, и именно поэтому никаких гостиниц нам не предоставили и никогда не предоставят, потому что здесь никто никогда этого не делал, и не знает – как это делается, и вообще не имеет таких полномочий!

Наконец-то нам выдали неразмороженные обеды, и мы отправили их «взад» на разморозку. После обеда сил у пассажиров прибавилось, их детективная деятельность продолжала нарастать, и поток неофициальной информации стал погуще. Мы узнали, что погодные условия давно перестали, а то и вовсе не были основной причиной таких массовых и длительных задержек. Мы узнали, что самолеты, которые должны были отвезти наших людей в Дели и Москву, отправили в Лондон и в Киев, так как тех пассажиров было больше. До ждущих рейса на Москву стал доходить весь ужас их положения, поскольку получилось так, что их было меньшинство, поэтому руководство бросало все свои возможности на другие рейсы, а по Москве не было даже приблизительной информации о том, когда появится информация о приблизительном времени вылета! Также мы все узнали, что нам не разрешат бесплатно позвонить ни в Москву, ни в Киев, ни куда-либо вообще.

Наконец, руководство поняло, что надо изолировать главный источник беспокойства – непрерывно достающего их немца. Его изъяли из зала бизнес-класса, который к тому времени превратился в помесь Гайд-парка и стихийной баррикады, и услали на поселение в комнату матери и ребенка, причем работник аэропорта орал, не стесняясь, во весь голос кому-то: «Даже если там будет туркменская мать с ребенком – вышвыривайте их к дьяволу и сажайте туда немца». Немца увели, и многолетняя привычка страха перед системой сработала в остальных пассажирах. Установилась мирная атмосфера, запустили кино, всех желающих бесплатно поили чаем и водкой, и даже появились слухи, что может такое случиться, что кого-то поселят в гостиницу! И чудо свершилось – в час дня ожидающих вылета в Дели, регистрацию которых назначили на 15-00, повезли в гостиницу. Зачем, спросите вы, если сразу же по приезду им надо будет разворачиваться и ехать на регистрацию? Мы тоже себе задали этот вопрос, но слово «гостиница» оказало магическое и размягчающее влияние на мозги «делийцев», и они благополучно отъехали, оставив еще больше пространства в зале бизнес-класса и разрядив обстановку до состояния мирного сосуществования.

Вскоре и нам – вылетающим в Москву, сообщили, что окончательно и бесповоротно мы вылетаем в 17-40, и настал всеобщий консенсус. Но Аннушка уже пролила масло.

Здесь с вашего позволения я вывожу второго главного героя на авансцену этой замысловатой истории, а именно – вашего покорного слугу – самого себя. Цель всего задуманного и исполненного мною заключалась, конечно, не в восстановлении попранной справедливости, хотя позиционировал я себя, разумеется, как «мирного человека, которому нужна всего лишь справедливость». Целью было получение интересного опыта столкновения со стихией – это очень похоже на восхождение в горах, когда многие говорят – «ну зачем ты туда поперся? Это безумие, лезть на вершину, когда можешь погибнуть в любой момент.» Но мы лезем и не гибнем, потому что опыт + трезвый расчет + везение + сила духа позволяют нам выживать. Эту вершину социальной горы мне было интересно попытаться исследовать, чтобы почувствовать силу иной стихии – стихии мясорубочной системы коммунистического восточного деспотизма. Альпинисты вооружаются ледорубами и крючьями, и я, оценив свое положение, решил, что обладаю достаточным снаряжением для этого эксперимента – у меня было безупречно законное требование, у меня было российское гражданство, что, конечно, на порядок более худшего качества, чем немецкое, но тоже вполне добротное при осторожном употреблении, у меня была ясная и последовательная линия поведения, у меня не было бремени в виде эгоистических мотивов, поскольку исследование социальных систем мне интересно постольку, поскольку социальные страхи являются тяжелейшим бременем многих людей, помочь сбросить которое можно лишь хорошо разбираясь в предмете.

Мое появление было подобно легкому бризу, лишь освежающему дыхание и не предвещающему неопытному глазу ничего экстраординарного. Я сделал очень простую и тихую вещь – я написал список нарушений, которые с моей точки зрения допустила авиакомпания, и потребовал у начальника отдела перевозок (далее – НОП) написать на этой бумаге свою резолюцию – согласен со всеми пунктами, или не согласен с некоторыми и т.п. – меня устраивал любой вариант, но только чтобы на моем документе была зафиксирована реакция начальства. Произошло это за два часа до вылета. НОП прочитал текст, попытался оспорить пару моментов, но быстро уступил и сказал, что возражений нет, но ему требуется 10 минут для формальной проверки конкретных цифр. В течение последующего часа я три раза ловил его, заглядывал в глаза и сообщал, что без подписанной бумаги я никуда не полечу. Он отвечал, что помнит обо мне и уточняет данные. В течении того же часа я заловил еще около 3-х или 4-х разного калибра начальников, и сообщал им, что бумага, требующая подписи, находится у НОП, и что если эта бумага подписана не будет, то я никуда не лечу и устраиваю голодовку.

Было видно, что начальники понимали смысл моих слов как-то по-особенному. Я повнимательнее заглянул им в глаза, и понял, что смысл моего заявления они понимают как-то абстрактно - в отрыве от принципиальной возможности практической реализации такой затеи. Начиная с 16-00 НОП более не появлялся на горизонте, и я понял, что им выбрана самая простая политика – не появиться вовсе. Ну в самом деле – надо ведь быть идиотом, чтобы после 2-х суток болтания по гостиницам, залам ожидания и самолетам не забраться в свой самолет при первой возможности. Но руководство не учло, что имеют дело с человеком, наполненность жизни которого не лимитируется какими-то определенными бытовыми факторами, и интерес исследователя + желание ответить достойно на такое беспрецедентное отношение к пассажирам для меня стократно важнее, чем лишние сутки в аэропорту. Кроме того выяснилась еще одна особенность работы их системы. Дело в том, что по шапке получал тот, кто высовывается, и поэтому если мелкий начальник внемлет моим требованиям и обратится к старшему начальнику, то именно он и будет виноват, как совершивший хоть какое-то позитивное действие. В отношении пассажиров здесь везде и во всем применяется тактика глухой обороны, так что, к примеру, работников, знающих английский язык переводят подальше, а здесь оставляют таких, которые и по-русски иногда понимают только с третьего раза. Это очень удобно – претензию ведь надо высказать, а как ее выскажешь тому, кто говорит только по-туркменски и чуть-чуть по-русски? Особенно это удобно в отношении англо- и проче-говорящих пассажиров. Взысканию (как минимум устному) подвергается работник, хоть в чем-то пошедший на требование пассажиров. Например, даже вроде бы не имеющая прямого отношения к службам аэропорта работница кафе, под давлением немца предоставившая телефон для связи с работниками аэропорта, была за это немедленно отстранена со своей работы, причем происходило это все на глазах пассажиров.

Время неумолимо отсчитывает свой ход, и в 17-00 пассажиров повели на посадку, и я во всеуслышание заявил, что, во-первых, никуда не лечу, а во-вторых, объявляю голодовку. Мое заявление произвело эффект взорвавшейся бомбы. Наконец-то они поняли, что этот русский в самом деле решил учудить эдакую выходку. И это им очень не понравилось. Дальнейшая хронология событий такова:

17-10 – прибежали сразу три начальника. Зам. Генерального директора среди них нет. Они стали ласково меня уговаривать, чуть не обнимая, отказаться от своего решения. Чтобы не тратить зря время (а я все-таки, конечно же, предпочитал завершить дело миром и таки улететь своим рейсом), я произнес следующую речь: «Слушай, друг, я сам являюсь директором крупной российской туристической фирмы, и я прекрасно представляю себе психологию поведения руководителя, спасающего фирму от скандала, а себя от взбучки вышестоящего начальства. Не трать зря времени – я взрослый человек, я принял решение и я не уйду отсюда, покуда моя жалоба не будет принята и подписана. Я собираюсь подавать в суд на вашу компанию, а без подписанной вами претензии мое заявление и гроша ломаного не будет стоить.» Недолгий пристальный взгляд мне в глаза – и он понял, что дело миром не кончится. Он ушел звонить.

17-20 – музыка фортиссимо – апогей мелодрамы. Появляется ОН. По нему сразу видно, что ОН решает все вопросы. Раньше я его не видел. Он протягивает мне тот самый листок, на котором – о чудо – стоит подпись! Радость моя была недолгой – подпись оказалась без должности, без даты. Зато была расшифровка фамилии, и я громко спросил – а кто это такой-то по должности? На беду для себя мимо проходил еще один работник авиакомпании, и ничтоже сумняшеся – видимо в горячке суеты, удивленно сказал – «а у нас таких и нет». Я демонически рассмеялся и порвал бумагу, и сообщил, что положение изменилось, и немедленно накатал новую бумагу, и потребовал подписать уже ее. Туда я внес параграф о том, что бумага была подписана только после моего объявления голодовки. И тут ОН преобразился. Он осунулся, ощерился и словно сбросил маску. Под маской оказалось лицо жесткого, если не сказать жестокого, и злого человека. ОН сказал мне, что я делаю большую ошибку, что в Туркмении очень непросто тем, кто идет поперек дороги, что мне здесь угрожает большая опасность, и в завершение своей речи сообщил, что недавно один негр отсидел тут за нечто подобное 8 месяцев в тюрьме. По его виду было видно, что ОН уверен в том, что я пойму все его намеки и пойду на попятную. Но не тут то было. Я попросту стал повторять слова того самого немца, и стал довольно громко на весь зал орать, что меня не интересуют порядки в их посткоммунистической стране с диктаторским режимом, где позволяют себе так издеваться над людьми, что я гражданин России и требую то-то и то-то. ОН понял, что я объявил войну. Услышав мои слова «посткоммунистическая система», он преобразился, стал решительным и деловитым. Он грозно тыкал пальцами в каждого присутствующего и говорил: «ты слышал, и ты слышал, и ты слышал – вы поняли – против чего он тут выступает?». Я не снижая тона сообщаю ему, что интеллектом видать его бог обидел, потому что «посткоммунистический» - это не оскорбление, это факт – все страны СНГ являются посткоммунистическими странами. Вот странно – с одной стороны я понимаю, что убедить здесь кого-то в чем-то – затея, достойная Сизифа. С другой стороны машинка в голове ГБ-шника работает четко, и я вижу, что он понял, что козырь, который он вроде бы уже получил на руки, растворился, потому что в самом деле слово «посткоммунистический» имеет совершенно нейтральную окраску. Всё-таки это система, и у нее есть хоть и дикие, но свои определенные правила игры.

Он остыл, отошел в сторонку, снял трубку и стал с кем-то долго совещаться, решительно предлагая немедленно вызвать спецназ и разобраться со мной по полной программе, потому что я не к авиакомпании имею претензии, а покушаюсь на самые их политические устои, и что я тут произношу речи, просто немыслимые для уха туркмена, что я являюсь самым настоящим провокатором и прочее и прочее. На том конце трубки с таким решением не соглашались – там понимали, что нужен хоть какой завалящий, но повод. ОН продолжал жаловаться, что очень устал, что этот политический террорист должен быть наказан и т.п. Я со своего места орал так, что было слышно на весь зал и в той трубке, конечно, тоже, что пусть этот важный начальник на том конце провода поднимет свою задницу и притащит ее сюда, а не прячется за спины церберов, и что я и сам с ним могу по телефону поговорить, а не через этого психопата. Начальники, пограничники и прочие товарищи просто онемели, они натурально просто потеряли дар речи, видя, как этот сумасшедший разговаривает с НИМ. Между тем ОН в самом деле терял психическое равновесие – раз пять он отрывался от трубки и бросался ко мне, останавливаясь на пол пути и выбрасывая все новые и новые оскорбления и угрозы уже совершенно нецензурного характера.

17-40 – время вылета. ОН дает команду, потрясая дланью кому-то – самолет держать во что бы то ни стало. Он снова умоляет ТОГО в трубке дать санкцию на применение самых решительных мер. Санкции нет. Решения ситуации нет. Никакого намека на мое согласие нет – я демонстративно выкрикиваю произвольные фразы про толстые задницы местного начальства, про полную их импотенцию в решении проблем пассажиров, про то, что моя жена прямо сегодня вечером будет связываться с CNN, и уже завтра они будут здесь (беру на пушку), и так далее. ОН сейчас либо получит инфаркт, либо бросится на меня и закусает.

Он раз за разом бросает в трубку фразы:

«Ну он объявил голодовку, ну натурально, да! Ну вот он передо мной сидит и натурально объявил голодовку!!» - он говорил это так, как если бы перед ним сидел инопланетянин – «ну вот он, прямо передо мной, натурально, с антеннами!!» - уж не знаю, может быть я был первым в истории Туркменистана человеком, объявившим голодовку?

«Он только делает вид, что против авиакомпании выступает – на самом деле он против нашего режима, он политический провокатор, он против государства нашего! Давайте заберем его и дело с концами!»

Парадокс, однако, в том, что кричать «давайте его брать» – это одно, а принять решение его брать – совсем другое, потому что тот, кто принимает хоть какое-то решение, тот рискует шеей в этом государстве, и самая безопасная позиция – это не принимать никаких решений, и делать все для того, чтобы решения за тебя принимали другие. На том конце трубки это понимают лучше моего.

17-42 – Кажется, вопрос сейчас решится не в мою пользу. Злой ГБ-шник перестал плакаться и с надеждой говорит проникновенно в трубку – «ну, значит берем его, да? Да? Ну? Берем? Я так устал, все так устали, тут столько пассажиров ждут вылета, а эта сволочь тут всех мучает, ну значит берем его, да?» Я чувствовал себя как альпинист на остром гребне – еще один порыв ветра, и тебя унесет. От пропасти меня отделяло одно «да» на том конце провода.

17-45. Трубка приняла решение. ОН подзывает меня к себе и передает мне трубку – мол – на, говори. Вид у него такой, словно вот прямо сейчас меня поглотит геенна огненная – мол на тебе, гад, доигрался – с тобой будет говорить самый-самый что ни на есть ОН. Я подхожу, беру трубку. Спрашиваю – «кто там». Мне отвечают – госбезопасность. Разумеется, у большого начальника от Госбезопасности очень вежливый и спокойный голос, который мягко берет инициативу в свои руки, дружески здоровается со мной и спрашивает – как по моему – сколько ему лет судя по голосу? Задав мне этот вопрос, он делает паузу, чтобы послушать мой ответ. Я ему ответил, что мне без разницы, сколько ему лет, что мне плевать на их порядки, что я хочу лететь в Москву, что я не террорист, что мне безразлично – какая у них тут политика, что я мирный пассажир, но мне нужна всего лишь справедливость, потому что они обязаны подписать мою жалобу, потому что я БУДУ обращаться в суд на их авиакомпанию, и таким образом я не полечу, пока мне не подпишут жалобу, что я объявил голодовку, что завтра здесь будет CNN, что мне глубоко по колено все эти бесчисленные ОНИ, что начальники авиакомпании – лентяи, прячущиеся за спины рядовых работников.

Наверное, никогда на том конце провода не слышали ничего даже бесконечно отдаленно похожего. Он, как мне показалось, понял, что меня можно убить или можно начать пытать, но получить мою добровольную капитуляцию нельзя.

Для меня было важным не поддаваться на примитивные психологические игры со злым и добрым начальником, и не переходить на более миролюбивый тон только потому, что «злого» начальника сменил «добрый». Я прекрасно понимал, что назад дороги нет – гребень, по которому я иду, чрезвычайно узок. Если я сделаю хоть шаг назад, то есть смягчу свою позицию или интонацию, то я отдам им кусок плацдарма, а если можно отнять один кусок, то можно отнять и все, и тогда эта свора на меня набросится и закусает. Если я перегну палку и случайно скажу что-нибудь лишнее, то это будет еще более быстрым концом, и я стану политзаключенным или трупом в мгновение ока. Поэтому я как сформировал изначально свой текст и свою громкость голоса и интонацию, так и держал не менял ничего ни на йоту. Думаю, что пример того немца оказал мне громадную услугу. Немец на протяжении нескольких часов почти непрерывно повторял фактически три-четыре разные фразы: «Я требую еды», «Я требую воды». «Я требую гостиницу», «Где твой босс», и его совершенно не заботило отсутствие разнообразия в своих криках. Вот и я не стал искать разнообразия, в противном случае склонность к варьированию высказываний могла сыграть со мной злую шутку – я мог ненароком сказать что-то, что они могли бы интерпретировать как политическую провокацию.

Думаю, что неизменность моей позиции сыграла известную роль в этой истории.

Вернемся, однако, к нашему телефонному разговору. Большой ГБ-шный начальник помолчал и неожиданно тихим голосом спросил – «Что ты хочешь?». Я на миг почувствовал себя словно в шкуре террориста – очень уж похожа ситуация – ГБ-шный начальник задает вопрос «Что ты хочешь»:) Я повторил свое предыдущее выступление слово в слово и звук в звук, не исключая из него ни единой сентенции насчет толстых задниц начальников и т.п. Закончив, я замолчал, дав понять, что на следующий ЛЮБОЙ вопрос я в третий раз оттарабаню то же самое. «Передай трубку тому человеку» - послышался мягкий голос. Я понял, что ИМ принято решение, но каково оно – я не понимал – туркмены все-таки, детально их интонация мне непонятна, тем более в таких ситуациях. Подошел ОН и молча стал слушать. Я вспомнил Ауробиндо, который провел 6 лет в тюрьме как политзаключенный; я подумал о том, что придется туго, когда в тюрьме меня будут воспитывать специально подобранные туркменские авторитеты; я подумал о том, что это будет суровая, но эффективная практика для совершенствования своего духа воина и исследователя, и что мне совершенно ясно – я ни на шаг не отступлю от своей линии.

17-50. ОН вешает трубку и отрывисто дает команду – «все, отправляйте самолет». Я понял – кажется, теперь Туркмения станет моей обителью надолго. ОН поворачивается и уходит. Тишина. Начальники смотрят на меня с серыми лицами – я вижу, что мой образ уже тает в их глазах – меня для них уже почти что нет. Раньше каждый смотрел на меня с каким-то выражением лица – сейчас выражение равно у всех отсутствует – так смотрят на трупа.

17-55. Я сижу, нога на ногу, я буду следовать своей линии поведения. Вкрадчивые шаги в тишине – появляется зам. Генерального директора аэропорта. «Ага, здравствуй», с улыбкой говорю ему я. «Что ж ты, друг, прячешься за спины подчиненных?» В ответ - долгий, задумчивый взгляд мне в глаза: «Пиши жалобу на имя Генерального в такой-то форме, ее подпишет начальник отдела перевозок, подписанную ксерокопию мы оставляем тебе и жалобу регистрируем в специальной книжечке с прошитыми страничками и печатями. В течении месяца ты получишь по почте официальный ответ, который и будет основанием вместе с подписанной копией жалобы для обращения в суд.

Я снова живой и теплый. Остаток дней я проведу не в Туркмении.

Жалобу я написал – вот ее текст:




Генеральному директору
Авиапредприятия «Туркменистан»
Какалиеву А.А.
От гражданина России такого-то
Проживающего там-то

ЖАЛОБА

1. Мне, пассажиру рейса Дели-Ашхабад-Москва №705, прибывшему 15 декабря 2002 года в аэропорт г.Ашхабада в 3-30 утра местного времени, вода и питание не было предоставлено вплоть до 12-00

(примечание – если бы не наш дорогой немец – так и не видать бы нам ни шиша)

2. Мне не дали возможность сделать международный телефонный звонок в Москву

(примечание – долго разные пассажиры упрашивали – никому не дали позвонить)

3. Мне не было предоставлено размещение в гостинице вплоть до отлёта в 17-40

4. Мне было запрещено покинуть здание аэропорта и даже само помещение для транзитных пассажиров для того, чтобы самостоятельно разместиться в гостинице г.Ашхабада за свой счет.

5. Целый ряд руководящих работников, в том числе начальник отдела перевозок, заявили о том, что они не говорят и не понимают по-английски, поэтому немецкий пассажир, вместе со мной пытавшийся отстоять свои права, был фактически выключен из диалога.

(примечание – когда на какую-то фразу немца начальник произнес, что мол ни ферштеен по-аглицки, немец зловеще оскалился и спросил – ага, значит, начальник перевозок международного аэропорта не знает английского??!! В конце концов к немцу прилепился русский и переводил время от времени в обе стороны)

6. Информация о предполагаемом времени вылета в Москву была впервые объявлена официально (т.е. по громкоговорителю) лишь в 10-00, а до этого достоверной информации не было вообще.

7. Этот документ был передан начальнику отдела перевозок за 2 часа до вылета, но он – несмотря на обещание через 10 минут подойти, исчез, и вплоть до того момента, когда я заявил о том, что не улечу без подписанного документа, никто ко мне не подошел.

8. В результате самолет улетел без меня. Я намерен обратиться в суд на Вашу авиакомпанию и прошу дать официальный ответ на мою жалобу.

С уважением – такой-то.


Через полчаса мне принесли копию с подписью: принял 15.12.2002 г. Бекбаев А.С. – начальник СОП. Также текст жалобы был занесен в священную книжечку с прошитыми страничками и грозными печатями.

Не исключаю, что сам Ниязов время от времени просматривает эту книжечку, поскольку данная авиакомпания – это его любимое детище, и он даже международную премию получил за выдающийся вклад в развитие авиации развивающихся стран. Уверен, что много задниц полетит со своих начальственных мест, а может быть дело дойдет и до чьей-нибудь головы – ведь это Система. Я чувствовал себя как борец на ринге, вокруг которого – озеро с крокодилами. Кто бы ни свалился в воду – пассажир или большой начальник - крокодил Системы перемелет всякого. Я прошел по самому краю, но в воду плюхнулись другие.

Страх туркменов перед госбезопасностью не поддается описанию, но я стал свидетелем еще одной истории, которая показывает – что это за страх, или даже ужас. Получив на руки подписанную жалобу, я сказал, что не имею к участникам процесса личных претензий, и ни на кого катать персональную жалобу не буду, кроме вот того типа ГБ-шника, который угрожал мне арестом и так активно пытался засунуть меня в тюрьму в качестве политзаключенного. Я спросил – как его фамилия? И вот тут началось представление, достойное пера Гоголя или Булгакова. Мурат посмотрел на Омара и спросил – о ком идет речь? Мурат посмотрел на Айну и сказал – не знаю. Я, признаться, в первую минуту поверил в то, что они просто не поняли моего вопроса. Я сказал – «как о ком? Ну вот тот, кто бегал здесь вместе с вами полчаса, кто звонил тому ГБ-шнику, кто хотел меня арестовать, кто приносил мне бумагу с ложной подписью – как его фамилия??!!» Немая сцена, после чего Мурат говорит – «слушай, друг, не было здесь никого – вот мы тут три начальника – вот Айна – никого больше не было», причем говорит так проникновенно, искренне. И остальные ему вторят с таким же искренним удивлением – не было никого, о ком ты говоришь, брат? И тут я понял, конечно. Тот, кто скажет мне его фамилию, уже завтра будет валить сосны в степях Туркмении, и даже тот, кто признает сам факт существования того монстра, кресло начальника сменит на халат уборщика. Страшное это дело - эта гремучая смесь коммунистической советской системы, восточного деспотизма и культа личности.

Кстати пару слов и о культе личности. Покуда меня везли в гостиницу, я исправно созерцал окрестности, и вот что меня поразило – КАЖДЫЙ магазин, КАЖДОЕ здание или учреждение или бог знает что еще – каждое имело над парадным входом хорошо освещенный огромный портрет Ниязова. Впрочем – наверное нехорошо так говорить – «портрет Ниязова», поскольку в местном языке принято говорить иначе. Приведу пример – открываю первый попавшийся местный отраслевой журнал, посвященный авиационной промышленности Туркмении: на первой обложке – Ниязов, на второй полосе обложки – Ниязов, на четвертой полосе, пятой, последней – Ниязов. И о словах – например такая цитата: «Торжественное юбилейное собрание было открыто Приветствием Величайшего Сердара туркменского народа Президента Туркменистана Великого Сапармурата Туркменбаши». Самое скромное, как можно называть Ниязова – это «Президент Туркменистана Великий Сапармурат Туркменбаши». А я еще удивлялся – почему, когда в разговоре с туркменом говоришь «Ниязов», их лица как-то напрягаются. Дело, видимо, в том, что если какой-то туркмен скажет не «Величайший Сердар Туркменбаши», а просто «Ниязов», то это не улучшит его жизни, так скажем. Не правда ли – нам всем это хорошо знакомо – «Великий Кормчий»…

Дальнейшее не слишком интересно – закончили мы всю эту бодягу в 18-40, после чего все начальники исчезли, смена сменилась, и в 20-30 я понял, что обо мне все забыли. Дальше – как в дурном сне - я подошел к новой администраторше, сказал, что мне нужна информация – когда меня отвезут в гостиницу и когда я полечу в Москву, она сказала «ждите», я сказал, что это не информация, она не обратила на меня никакого внимания, я спросил – разговаривает она со мной или нет, она сказала, что это все вне ее компетенции и начальства сейчас нет и она не знает – когда оно будет, и не знает – куда звонить, я сказал, что я готов пойти на второй круг, поэтому я рекомендую снять трубочку и позвонить Бекбаеву, или Мурату, и перечислил еще несколько имен, она остолбенела и спросила – «какому Мурату?», я ответил – заму генерального, девушка, она сказала – вы что, всех их уже знаете, и я ответил – я уже всех лентяев начальников знаю, всех ваших долбанных КГБ-шников знаю, и они меня все теперь знают – звони давай, а то сейчас я пойду на второй круг, и снова сюда навалит куча ГБ-шников – тебе это надо? Она сказала – нет, не надо, и набрала номер Бекбаева, и он спросил – «чего тебе надо?», и я ответил – мне надо информацию, когда я вылетаю, и гостиницу. Он ответил – ты полетишь может быть завтра в 5-40 утра, так что жди в аэропорту, а я сказал: «то есть ты мне предлагаешь еще посидеть тут 9 часов в дополнение к остальным 16, которые я тут сижу?» Он сказал – «да». Я сказал – «меня это не устраивает», а он спросил – «что ты хочешь», а я сказал – «гостиницу», он сказал – хорошо, через полтора часа. Через полтора часа ко мне приехали и увезли в гостиницу. Меня поселили в люкс, выселив из него прямо тут же в 11 вечера какого-то немца (!!), и если то был люкс, то мне трудно представить, какой у них там обыкновенный номер. На прощание с привезшим меня начальником я передал ему листок, на котором была заранее написана моя вторая жалоба, касающаяся того, что мне снова пришлось по второму кругу все это повторить, и сказал, что пока эта жалоба не будет также подписана, я не улечу и снова объявлю голодовку. До отлета 6 часов, так что времени у них достаточно. Он посерел лицом, взял жалобу и, вежливо (и мне показалось – искренне) попросив прощения за задержку рейса, исчез. Разумеется, вплоть до самого вылета в 6-40 утра никто не принес мне никакой подписанной жалобы. Но я, конечно, в позу на этот раз вставать не стал, ведь все-таки моя цель – не исправление мировой истории, а получение социального опыта. И бесплатный обещанный звонок мне не дали – заплатил сам $5 за минуту разговора. Система есть система. Ты можешь поломать какой-то механизм, вставить в него пару гвоздей и заставить систему поскрипеть, но механизм будет заменен новым, и все пойдет как и раньше. Для того, чтобы изменить систему, надо, чтобы сотни тысяч людей повели себя решительно и слаженно, а до этого тысячи и тысячи правдолюбов должны сложить свои головы на плахе мировой истории, но в мои планы не входит становиться удобрением для древа туркменской культуры.

Еще один очень интересный опыт я получил уже после того, как все закончилось, и я получил желаемую подписанную жалобу. Я встретил наших русских, которые с самого утра участвовали во всей этой катавасии, а в 13-00 были увезены в отель. Увидев меня, они были изрядно изумлены, и послушав мой рассказ – почему я тут остался, единодушно меня… не одобрили, сказав, что, мол, зачем я так, что это только лишние проблемы на мою голову, что надо к жизни подходить проще, и в целом их отношение ко мне было весьма отстраненным. Моя спутница, которая улетела первым рейсом, прямо в самолете обратилась к оставшимся 10 пассажирам злосчастного рейса Дели-Ашхабад-Москва с сообщением о том, что мы собираемся подавать в суд на авиакомпанию, и нам будет очень важно иметь свидетельские показания, и предложила им подписать перечень нарушений. В ответ была такая реакция: два человека стали упорно смотрели в окно, и оторвать их от этого занятия моей спутнице не удалось. Еще две женщины запричитали, что надо пожалеть работников авиакомпании, которые все-таки очень нам помогли, и что зачем держать зло, надо быть добрее, а не копить зло. Еще две женщины сообщили, что не собираются ничего подписывать, потому что своими страданиями они отрабатывали свою карму, и они счастливы, что сейчас уже в самолете, и им ничего больше не надо. Удивительным образом судьба свела нас в одном рейсе с той же самой парочкой, о которых я написал в своей статье про беседы с пандитами, которые чуть не съели нас за то, что мы усомнились в просветленности пандита. Эта парочка сжалась и шушукалась друг с другом: «ну мы ведь не участвуем в политике, да, не участвуем». Еще одна женщина заняла резко агрессивную позицию, и стала требовать прекратить эти наезды, прекратить их третировать, на что моя спутница сказала, что она никого не третирует, а высказывает свое мнение о работе авиакомпании, на что получила ответ «вот про себя молча и высказывай мнение», на что получила громогласный яростный ответ «буду высказывать свое мнение как захочу!!», после чего сжалась в комок и спрятала подальше глаза. Еще один мужчина просто молчал, каждый раз опуская глаза и тоже отказался что-либо подписывать. Тогда моя спутница провела такой эксперимент – она громко и отчетливо заявила, что все они – последние трусы и импотенты, на что у них не хватило смелости возразить. Перед выходом из самолета она встала и еще раз глядя им в глаза сказала, что сегодня они проявили себя как трусы и импотенты. И снова все побоялись вступить с ней в пререкания.

Еще одна группка из трех русских сидели в зале бизнес-класса рядом со мной – в трех метрах, и стали невольными свидетелями всей этой моей битвы с ГБ-шниками. Их поведение также очень характерно – в ситуации, когда их соотечественника сейчас замочат в сортире, они очень-очень тихо, без единого звука сидели в своем углу, и смотрели на меня со страхом. Надо сказать, что представители других стран зачастую ведут себя совершенно иначе. Если, положим, англичанин увидит, что нарушают права немца, то он неминуемо встрянет в историю – я такие ситуации наблюдал не раз. Мощную сплоченность всегда демонстрируют израильтяне – и с ними все боятся связываться, потому что знают – если в зале будет 5 или 10 или 50 израильтян – они все как один вступятся за соотечественника ДАЖЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, если он будет очевидно неправ, и потребуют как минимум адекватного обращения – я был свидетелем и таких случаев во время своих путешествий.

Вывод безрадостный: подавляющее большинство русских людей ведут себя как совершеннейшие козы, безответные и жалкие. Ну кто нас таких будет уважать? Никогда не забуду выпученные глаза немца, который аж пританцовывая вопрошал, обращаясь к русским – «ну почему вы не отстаиваете свои права??!!» Казалось бы – почему не подписать в самолете список тех вопиющих нарушений? Ну чем это грозит? Почему не помочь соотечественнику, который готов взять на себя труд по отстаиванию справедливости? Но страх – он иррационален, действует принцип «моя хата с краю», «лучше не высовываться». Социальные страхи – страх выглядеть глупо, страх вызвать к себе негативное отношение, страх вызвать к себе гнев начальства и т.п. – все это, безусловно, способствует сильнейшей распространенности в нашем обществе негативных эмоций.

Бодхи

Мнения читателей:

полет над гнездом туркменской кукушки
полет над гнездом туркменской кукушки  Sage  30-11-2005
Не надо гнать пургу! Ты перепутал место действия. Это был не Ашгабад, а Бишкек.

Летал туркменами не раз и не два (равно как и Узбеками, и Киргизами). Туркмены рулят!



кошмар!
кошмар!  Лидок  30-08-2006
У меня таких проблем с туркменами не было..сочувствую...Ужасная страна...Вы молодец, что отстаивали себя и немец молодец...Но русских, которые боялись, в чем-то понять можно...Возможно, у них есть дети, семьи, туркмены непредсказуемы, все могло закончиться плохо, ну и потом память свежа все-таки о Великом Кормчем...

Вернулся оттуда 2 дня назад
Вернулся оттуда 2 дня назад  Штопор  30-08-2006
Вернулся оттуда 2 дня назад...летал Туркменами в Тайланд с отсидкой в Ашхабаде...должен сказать, что все было четко...без задержек. Обслуживание в самолете отличное...питание намного лучше, чем в наших самолетах...может мне просто повезло...а может сейчас что-то поменялось по сравнению с 2003-2004 годом. Культ личности есть...атмосфера строгая в транзитнике по прежнему...такая уж страна, однако все условия договора были выполнены и претензий нету никаких.

Полет...
Полет...  ЛЕРА  29-01-2008
Бодхи!Ты просто великолепен!Ты просто божественен!!!Ты всемогущий и разрушающий Шива...Это здорово,что ты такой как есть...И даже дело не в правах...Ты слушал свой голос,свое сердце на тот момент...А это дорогого стоит...Уметь УСЛЫШАТЬ..Мало того НЕМЕЦ...Проводник...Он твой проводник...Знаешь,это как на распутьи...и три тублички...хош "так",хош "так",а хош "подругому"...Вот и выбрал ,наверное,"подругому"...УМНИЦА!!!!!

Полет...
Полет...  ЛЕРА  29-01-2008
Бодхи!Ты просто великолепен!Ты просто божественен!!!Ты всемогущий и разрушающий Шива...Это здорово,что ты такой как есть...И даже дело не в правах...Ты слушал свой голос,свое сердце на тот момент...А это дорогого стоит...Уметь УСЛЫШАТЬ..Мало того НЕМЕЦ...Проводник...Он твой проводник...Знаешь,это как на распутьи...и три тублички...хош "так",хош "так",а хош "подругому"...Вот и выбрал ,наверное,"подругому"...УМНИЦА!!!!!

Отзыв на
Отзыв на "Полет..."  Андрей Смирнов  28-10-2005
Уважаемый Бодхи!

Поступок Ваш достоен всяческого уважения, однако, на мой взгляд, у Вас отстутствует в должной степени инстинкт самосохранения. Самое простое, что могло с Вами случиться, это подброс наркотиков,и, как следствие, Вы провели бы в туркменской тюрьме долгие годы, а Ваши родственники потратили бы много денег на то, чтобы Вас оттуда выкупить. Что же касается менталитета немцев, израильтян и т.д., то с русским (советским) менталитетом их сравнивать нельзя, поскольку им незнакомы ГБ, лагеря и т.п. С уважением, Андрей Смирнов.

Благодарность!
Благодарность!  Яйя  28-07-2004
Вы тот самый герой, о котором пишут в стихах и прозе! Мечта всех двушек и предлог для зависти всех "настоящих мужчин":))Искреннее спасибо Вам за мужество и самообладание!!!

А насколько далеко мы ушли от Туркмении?
А насколько далеко мы ушли от Туркмении?  GAndy  28-07-2004
Прежде всего, Бодхи, хочу выразить признательность Вашим мужеством и самоуважением (видеть в других человека можно, лишь уважая его в себе).

Но мне бросилась в глаза одна деталь: вы ведь не стали сразу на защиту своих прав. Поправьте меня, если я не прав, но если бы не тот немец, как бы Вы поступили? А как я бы повел себя в той ситуации? Петицию в самолете я бы подписал, безусловно. После того, как начался стихийный бунт в аэропорту, я бы тоже не остался бы в стороне. Трудно, конечно, об этом судить в сослагательном наклонении, но даже допускаю, что мог бы и поддержать Ваш, Бодхи, демарш (подобные столкновения с СИСТЕМОЙ у меня уже были, правда, на кону стояло гораздо меньше; впрочем, в конкретно этом случае меня не было, так что это только умозрительные предположения). Но вот что я бы не сдалал точно - это не стал ПЕРВЫЙ требовать исполнения своих прав. Я бы сидел и молча бухтел на Ниязова, Туркмению, аваиакомпанию, пассажиров, даже на себя - но неистово требовать защиты своих прав... нет, я не стал бы. Не потому что страшно - вроде как неловко, да и что я - все сидят молчат, да и не изменится от этого ничего, да и ущемление моих прав, вроде как не слишком существенно - ну не дали гостиницы, ну не кормят, ну держат в зале аэропорта - так ведь жить можно, не бьют, да и не в тюрьме, слава Богу.

А вот немец, представитель действительно демократичного государства, не раздумывая, не оглядываясь ни на кого, немедленно бросился защищать свои права, как только почувствовал малейшее посягательство. Почему так? Неужто дело в пресловутом менталитете, как считает 836?

К сожалению, версия про разность менталитетов россиян и представителей демократических, в данном случае, европейских стран, - это значительной степени отмазка для слабых: от нас, мол, ничего, не зависит... Однако, стоит вспомнить, в какой стране шестьдесят-семьдесят лет назад жили деды наши и того же немца. Жесточайший тоталитарный режим, концлагеря, внесудебные расправы и пытки - это присуще как России (СССР), так и Германии 30-40-х годов. К счастью для немцев, их тоталитарный режим войну проиграл и они из горчайшего опыта сделали правильные выводы насчет прав и свобод: стоит уступить в малом - и у тебя отберут все. Поэтому надо защищать любое свое право, любую свою свободу, как последнюю (кстати, в ходе своего конфликта с туркменской СИСТЕМОЙ Бодхи это подчеркивает особо: "Если я сделаю хоть шаг назад, то есть смягчу свою позицию или интонацию, то я отдам им кусок плацдарма, а если можно отнять один кусок, то можно отнять и все, и тогда эта свора на меня набросится и закусает. Если я перегну палку и случайно скажу что-нибудь лишнее, то это будет еще более быстрым концом, и я стану политзаключенным или трупом в мгновение ока"). Это не просто гордость и достоинство - это элементарное самосохранение, самозащита. Кончено, здорово защищать свои права толпой, но надо быть готовым и защищать свои права самому. Это поняли не только немцы, но и французы, англичане, поляки, чехи, литовцы и т.д. К громадному несчастью, мы, как держава-победитель, были избавлены от необходимости пересмотра подхода в области прав человека, более того, мы оказались отягощены "славным героическим" прошлым.

Нет, конечно, слава Богу, разница в уровне развития демократии в России и Туркмении есть. но, боюсь, с точки зрения то самого немца, небольшая. Могу привести пример такого ущемления прав, вопиющего даже с точки зрения россия, что уж говорить про европейцев: все приезжающие в Москву, даже иногородние граждане России(!), должны пройти унизительную процедуру регистрации, либо доказать, что из первопрестольной ты уберешься в кратчайшие сроки. Кстати, незаконность такого решения московского правительства было признано Конституционным судом России, но... ни московский Градоначальник, ни кремлевский Гарант Конституции даже пальцем не пошевелили для, даже не исправления ситуации, а исполнения решения Констиуционного суда... А самое в этом печальное, что не смотря на то, что это решение прямо задевает даже не сотни тысяч, - миллионы россиян, пару редких акций протеста против этой меры собрало несколько десятков человек... И меня там тоже не было... Ведь что я могу сделать... от меня ничего не зависит... бесполезно бороться с СИСТЕМОЙ... хорошо бы, чтобы за нас это решил Москвабаши или ВВПбаши...

Так так ли мы далеко ушли от Туркмении?

индия
индия  вера  28-02-2005
Бодхи, вы очень образованный человек, это приятно. Побольше бы таких людей было у нас. Собираемся с мужем в Индию, медовый месяц, летим Аэрофлотом :) Читая ваш рассказ хотелось и смеяться и плакать... К россиянам в мире будут плохо относиться до тех пор пока они будут вести себя поджав хвост. Знания - сила!!!


"моя хата скраю"  Казак  27-08-2007
Мда, да этого мне казалось, что "моя хата скраю" это именно наша отрицательная национальная черта...

Полет над гнездом туркменской кукушки
Полет над гнездом туркменской кукушки  МИРНЫЙ  26-09-2007
Вы конечно молодец!?Но поверте я вижу вы с Красноводска,поэтому меня поймёте правильно,ваша смелость и решительность есть и у туркмен и руских и других наций проживающих в туркменистане,которых немало,это же "ТуркменбашиССР".Это очень добрые обязательные и приветливые люди,но они бояться не за себя ,а за свойх близких и поэтому не проявляют никаких действий по улучшению жизни.Да,но в этой "маленькой стране" все на виду и под колпаком.А вы иностранец и можете расчитывать на защиту мира,а те кто там живёт не могут.А представьте ситуацию ту же, но в России,туркмену,узбеку и другим с снг будет что-то похожее поверте,но при этом тут можно орать во всё горло,и тебя также не услышат.Вы написали про аэропорт,но есть еще больницы школы,хакимлики(управы)и.т.д. и наконец органы МВД и со всем этим люди не потеряли там человеческие отношения.Не скажу ,что они прежние ,но всё таки они тоже люди с чувствами,которые политика пытаеться отрофировать у народа,с навязыванием своей диктаторской любви.Это Сталин+Брежнев+Чабан с палкой и что там говорить о чиновниках которые меняються на местах с конфискацией и вместе со всей семьёй а также двоюродной тетей и троюродной сестрой и её мужем и т.д.,отправляються принудидельно жить в пески ,и без таких смельчаков как вы, поверте.Но вам удалось залесть в осинное гнездо разворошить и забрать мёд у Мурада которого небось "медведь"одарил после, страшной любовью,да и и другим досталось увере не зачто." За что они боролись ,на то и напоролись!"

Тоже,СМЕЛЫЙ,мирный, житель, страны ТУРКМЕНБАШИ!

Одного поля ягода
Одного поля ягода  Ольга  26-07-2003
Прочитав статью "Полет над гнездом туркменской кукушки" мне хотелось бы сделать только одно - пожать руку автору. Я просто восхищена Вами. Спасибо, что есть такие люди.

Я часто летаю в Индию по коммерческим делам и имею множество друзей - как индийцев, так и русских, работающих в Посольстве. Так вот я тоже люблю делать психологические и социологические наблюдения (опыты ставить не приходилось) и обсуждать их с друзьями. Все Ваши туркменские "товарищи" и пассажиры, которые летят в Индию к своим великим и потрясным гуру - одного поля ягода. Всегда смешно смотреть, как земляки Толстого и Чехова, писателей и мыслителей, которых боготворят все грамотные индусы, ползают вокруг малограмотных и сребролюбивых "пандитов", продают квартиры и имущество, чтобы услышать из уст "великих учителей" детсадовские истины типа "Говорить правду - это хорошо, а врать - это плохо". Нет, никак наши советские (или постсоветские) люди не хотят выдавливать из себя раба. Вот и боятся одни начальника, а другие кармы, ищут, кто решал бы и думал за них и вел бы их хоть в светлое будущее, хоть в ад. В конце хочу описать одну символическую картину, которая мне очень запомнилась: летит самолет рейсом Дели Ашхабад - Москва, в нем сидят пассажиры и неотрывно смотрят на маленькие портретики улыбающихся гуру, а впереди улыбается огромный и великий туркменбаши Ниязов.

RE: Полет над гнездом туркменской кукушки
RE: Полет над гнездом туркменской кукушки  Воха  26-02-2007
А я то думал это только белорусы такие "козы" и их жизненное кредо - моя хата с краю! Помню ещё в армии если бьют какого нибудь узбека - набежит же их тьмища!!! если бьют нашего брата, те-же-собратья, значит по делом ему (раз не успел во время убёгти)

Такой мы народ и не чего тут изменить НЕВОЗМОЖНО ни лозунгами ни рассказами, может только поколение если сменится... (только жаль молодёжи не достаёт чувства справедливости и других достойных-старомодных качеств)

книга
книга  rogo  26-01-2003
а что за книга, если не секрет?

И еще вопрос: с какой вероятностью вы оценивали возможность того, что вас скрутят и увезут _куданадо_ внушать, что ТА работают великолепно?

одобряю. Всецело.
одобряю. Всецело.  alik  25-11-2004
Одобряю. Всецело. С людьми обращаются так, как они позволяют. Практически всегда при опозданиях рейсов я единственный, кто таки идет за штампиком с фиксацией времени, и чего-то хочет далее, и не просто сотрясая воздух. Чем больше будет людей, требующих за свои деньги обстуживания, а не игнорирования - ттем лучше будет жизнь.

Бодхи - молодец!
Бодхи - молодец!  Maxim  25-05-2004
Бодхи прав в своей оценке всего того, что он описал и в оценке поведения русских людей. И не надо говорить, что лучше не высовываться и молча все сносить, понятно, что так проще.

Тут недавно я уезжал утром в командировку, 4 часа ловлю машину. Подходят двое. "Документы". Я говорю: "А собственно, с какой стати". Быстро показывается какая-то ксива и убирается. Потом вопросы. Почему подмосковная прописка, а сам ты в Москве. Блин, ну если у меня квартира в Москве, я что обязан в нее прописываться. А, что в портфеле. - Ноутбук. А где документы на него? В итоге отстали. Но смысл их действий был понятен.

Re:
Re:  Olga  25-01-2003
Spasibo vam za rasskaz - ya ponyala chto letat' nado tolko Aeroflotom :) Ya rada chto vy dobilis svoego, mnogie deistvitelno ne umeut borotsya za svoi prava. I aziati/ne aziati - eto ne prichem, prosto plohie avialinii i plohoi aeroport :(

A by molodez.

 Re:   > Re:  guest  22-11-2005

Полет над гнездом туркменской кукушки
Полет над гнездом туркменской кукушки  redhair  24-10-2007
Очень Вас поддерживаю

о
о "мнении" марины и об ответе на него: Спасиб...  PHILLIPS, L.  23-05-2007
Дорогой Бодхи,

Вы конечно рискнули серьезно, но как я вижу: согласно своему собственному независимо и добровольно принятому решению. На чем бы ни остановился ваш опыт и как далеко бы он ни зашел - вы брали на одного себя всю ответственность за свое решение и за его последствия.

В процессе повествования о событиях вы дали научно обоснованный и верный диагноз социального страха и анализ его последствий в последнем заключительном параграфе. Это действительно так. Все выводы, к которым вы пришли в результате вашего опыта верны. Но насколько они были нужны - это ваше личное дело и только ваше. Что же касается верности ваших обозрений и заключений: ваш опыт в аэропорту и после, в самолете, а также написанное в отзывах - есть тому реальное подтверждение и это подтверждение продолжает пополняться через отзывы. Этими отзывами ценна для меня (и я уверена, не только мне одной) ваша отважная затея написать как вы это сделали и пригласить всех желающих высказать свое мнение.

Но больше всего, для меня лично, вы заслуживаете мое уважение и даже благодарность за ваш ответ "марине" и за то что вы ей решили ответить, а не смолчать. Ваш ответ - совершенен своим тоном (беспристрастным и неперсональным: в нем отсутствуют чувство оскорбленного самолюбия и затронутого тщеславия) и содержанием. Совершенно верно то что вы сказали и о наличии у нее агрессивности тоже.

Я вижу, что вы хорошо образованы ("очень умный человек", как сказали некоторые, - не скажу этих слов, так как честно говоря, не знаю, - да и не беру на себя этот авторитет), но вы не назвали свою сферу деятельности и образования. От этого звисит однако, ваша цель в предпринятии этого предприятия, а значит и ваша заслуга.

Но главная цель моего письма: поблагодарить вас за то, что вы ответили "марине". Вы ответили всем предателям- трусам-подлецам за преданных, обманутых, брошенных ими в беде друзей, товарищей, знакомых, родственников, коллег, соотечественников и просто незнакомых людей в беде.



Русские
Русские  836  22-07-2004
Русские- враги друг другу в России , почему Вы думаете они будут помогать друг другу за её пределами?

бодхи тупой америкос
бодхи тупой америкос  пантера  22-04-2004
противно было читать и так долго !!??????самому то ненадоело

 учиться надо было в школе   > учиться надо было в школе  alik  25-11-2004
туркмены
туркмены  волкер  22-02-2005
насчет личного опыта (он же сын ошибок трудных)- это ты классно.наверно каждый из ЛЮДЕЙ должен понять , что он не скотина , которую хвостают по заднице ведя на бойню. прочитав рассказ могу сказать : ты мужик ! так держать.

Ах-ах-ах!
Ах-ах-ах!  Vint  22-01-2009
Все это - просто бестолковая суета, идущая от рабства перед умом. Война призраков!!!

Полное отсутствие тишины...

Полет над гнездом туркменской кукушки.
Полет над гнездом туркменской кукушки.  Даша  21-11-2006
Немец Вам попался колоритный, но он скорее исключение, чем правило. "Представители других стран" на чужбине как правило накладывают в штаны по самому незначительному поводу. Живу в Зап. Европе и постоянно наблюдаю это стадо пугливых овец. Русские, на мой взгляд, посмелее и порешительнее.

skupoi platit dvazhdy
skupoi platit dvazhdy  marina  21-01-2003
Мне кажется, это буря в стакане воды. То есть, конечно, оценка автором "посткоммунистической системы" Туркменистана исключительно верна, но сам повод это выяснить непонятен. Ну и что - 12 часов в аэропорту? Сама несколько раз попадала в похожие ситуации (один раз именно в этом аэропорту, тоже возвращаясь из Дели).

По-моему, бесплатная гостиница и питание в западных аэропортах (из-за задержки рейса) - блажь цивилизации, за это и платятся совсем другие деньги (как уже было замечено в одном из предыдущих отзывов). А за цену билета "Туркменских авиалиний" - скажите спасибо, что долетели. Между прочим, в Индию летает и Аэрофлот, но что-то он автору не приглянулся.

Как говорится, скупой платит дважды.

Но нельзя не поразиться блестящиму исследованию психологии граждан, а также попыткой быть перемолотым в мясорубке террора. Я бы, пожалуй, тоже не подписалась под жалобой - 12 свободных часов можно потратить на чтение и другие интересные дела, а по глупости укорчивать свою жизнь не стоит.

 skupoi platit dvazhdy   > skupoi platit dvazhdy  Бодхи  21-01-2003
 skupoi platit dvazhdy     > skupoi platit dvazhdy  Cust  27-06-2004
 skupoi platit dvazhdy     > skupoi platit dvazhdy  stass  23-01-2003
 skupoi platit dvazhdy       > skupoi platit dvazhdy  Бодхи  24-01-2003
 skupoi platit dvazhdy         > skupoi platit dvazhdy  гость  22-11-2005

Полет над гнездом туркменской кукушки
Полет над гнездом туркменской кукушки  s  20-12-2007
Вот так почитаешь и лететь никуда не хочется, а главное бесит их безнаказанность!

И жалко исполнителей, которые должны были прикрывать начальников, может не надо было автору так наезжать прямо (грубить)новой администраторше... И, бороться за свои права - это хорошо, только где же здесь смысл (в данной ситуации)? Чего добился автор, острых ощущений и продления своего пребывания в этом гадюшнике... Что он изменил? - ничего, только нервы себе попортил... Как бы реальную управу на таких работников найти, вот в чем вопрос, а не в том, сколько раз он на них наехал.

МОЛОДЕЦ
МОЛОДЕЦ  кот  20-11-2005
Уважаю, к сожалению, вынужден признать что и меня не хватило бы духу и смелости. Специально не задаю вопрос о том, удалось ли выиграть судебные процессы, ибо Вы уже победитель!

Жалко туркменов.
Жалко туркменов.  Nickyboom  19-08-2004
Правда. Ведь, действительно, их ГБ без суда может на лесоповал отправить за кривой плевок в винтик авторитарной машины. Шаг влево, шаг вправо - до свидания.. У русских еще осталось воспоминание о подобном, соответственна и реакция.

Молодец, парень.

 Жалко русских   > Жалко русских  анонимаус  21-08-2006

Господа, какя Азия?
Господа, какя Азия?  EdiRu  18-02-2008
Мы летели из Домодедова российской авиакомпанией в 2004 г. в азию. Нас продержали часов 10 (точно уже не помню, да и не важно). Небольшую нашу группу, благо были опытные люди, покормили после предъявления претензий втихоря! Остальные тихо и мирно сидели в аэропорту!

Красавец!!
Красавец!!  Wild Rain  18-02-2008
Зло надо искоренять

Xolopstvo v krovi!!!
Xolopstvo v krovi!!!  LUKA  18-01-2003
Sistema u nas v krovi!Mi vse xolopi pered barinom!Est* otdel*nie geroi,no ix edinitsi!

предупрежден - вооружен
предупрежден - вооружен  outsystem  17-06-2004
Потрясающе интересный эксперимент. Стремление путешествовать дешевле - рационально. Так что теоретически любой мог оказаться на месте автора. Бодхи повел себя героически, и его мотивы лично мне абсолютны ясны и не вызывают никакого не понимания. Видно, что человек очень образованный, видел свободных людей, ему противна Система в любых проявлениях, к тому же имеет достаточно в себе сил на такие подвиги.

Все-таки написанное не может оставить меня равнодушной. Я тоже выросла в Советском Союзе, и я отлично помню, что здесь бьют по выступающему гвоздю – восточная философия плотно интегрирована в нашу культуру. Меня точно также раздражает пассивность в защите своих прав соотечественниками, которые спокойно относятся к любому кидалову и не готовы бороться за свои права. Такая мысль им не приходит в голову, она кажется безумной, дикой, неуместной. Это не принято, этого нет в традициях.

Видимо, пассивность глубоко у нас в крови, и появилась там еще до Сталина, еще до кровавых царей, ибо при желании отстаивать свои права никакого Сталина или Путина не могло бы в принципе возникнуть у власти, ведь народ заслуживает то правительство, которое он имеет.

Честно сказать, я не уверена, что стала бы подписываться за безумного чувака в самолете на месте этих пассажиров. Просто потому, что вникать в чужие проблемы, в их суть – это энергетически затратно, и часто просто лень (хотя это очень неправильно с позиций той же энергетики). А подписываться не вникая – глупо. И уж тем более тяжело идти против толпы, не зная ради чего и зачем. Поэтому осуждать бездействие людей трудно, ибо судить их можно только за неосознанность. Люди часто действуют как социокультурные автоматы, по заранее заготовленным шаблонам. В ситуации на их взгляд бессмысленного конфликта они автоматически выбирают функцию ухода. Единственное, что тут можно сделать – это изменить видение ситуации у людей. В этом смысле статья Бодхи очень правильный ход. Но вот так ли просто изменить то, что сформировано веками, если не тысячелетиями?

ЗЫ лично я до этой статьи и не подозревала о коварности ТА.

 предупрежден - вооружен   > предупрежден - вооружен  тюфяк  09-07-2007

Молодец!
Молодец!  Андрей, 33 года  17-01-2005
Гражданскую позицию в цивилизованных странах, государство воспитывает с детства...Пока снова не исчезнет колбаса...так и будем рабами с крайней хаты :(

Ишаки не летают...
Ишаки не летают...  Сергей  15-01-2003
Мое восхищение автору!

У меня есть свежий личный опыт перелета Дели-Москва.

Рейс 536 из Дели от 11.01.03. Туркменские авиалинии.

В Москве я оказался только вчера днем (14.01.03).

Теперь у меня два прогула на работе.

Методы общения с пассажирами у туркмен не изменились.

Минимум информации, минимум понимания...

В гостиницы, правда, селили исправно. Делали это три раза...

Если покупаете недорогой билет из Дели на туркменские авиалинии - прибавте к расчетной дате прибытия дня три-четыре и все будет хорошо...

 Ишаки не летают...   > Ишаки не летают...  Бодхи  15-01-2003

Polet nad gnezdom turk. kukushki
Polet nad gnezdom turk. kukushki  Jen  15-01-2003
Znaete, ya sama iz Turkenistana, v nastoyashiy moment rabotayu za predelami i blagodarya etomu smogla prochitat' etu stat'yu. Ya vpolne dopuskayu, chto tvorivsheesya v aeroportu povtoryaetsya chasten'ko, no ne nado ocenivat' vseh lyudey po sluzhashim aeroporta, a uzh tem bolee vseh aziatov (eto otnositsya k kommentariyam). Tem bolee ya byla v neskol'kih aziatskih aeroportah, ne post-sovetskih i obsluzhivanie tam otlichnoe. A chto kasaetsya turkmenskih avialiniy - tak naskol'ko platim, nastol'ko i poluchaem.



 Polet nad gnezdom turk. kukushki   > Polet nad gnezdom turk. kukushki  Бодхи  15-01-2003
 Polet nad gnezdom turk. kukushki - азиаты     > Polet nad gnezdom turk. kukushki - азиаты  StStasy  15-01-2003
 Polet nad gnezdom turk. kukushki - азиаты       > Polet nad gnezdom turk. kukushki - азиаты  Бодхи  15-01-2003
 не по теме:)         > не по теме:)  StStsasy  16-01-2003
 не по теме:)           > не по теме:)  Бодхи  16-01-2003

АЗИАТЫ. Полет над гнездом туркменской кукушки
АЗИАТЫ. Полет над гнездом туркменской кукушки  StStasy  15-01-2003
вот я и говорю - АЗИАТЫ!!!!какая разница, индусы, туркмены или китайцы - азиаты, и больше нечего комментировать. кстати, и русские тоже. этим я бы и объяснила поведение наших соотечествеников на протяжении всей этой истории. киплинг в свое время про это все что надо уже написал.

черт, но страшная история на самом деле! я вообще механизмов боюсь, да и с социальными страхами все в порядке - есть навалом. в индии в аеропорту у меня была немного похожая история - не по такому поводу и не так далеко зашедшая и да и недлинная - всего-то 6 часов, но эмоционально очень напоминающая твою. по крайней мере - по моему эмоциональному состоянию:). окончилась для меня паршиво(к счастью не тюрьмой:))очень подводило незнание языка. в смысле, мой английский - сносный, но они же только делают вид, что говорят по английски. причем - тоже не дают позвонить, никаких телодвижений, и так далее. кстати, меня немного выручили русские, которые тоже оказались рядом, они не смотря на вопли 5 солдат и 4 таможенников (представляешь, как они вопили), умудрились сунуть мне мобильный телефон (а нас в буквальном смысле изолировали друг от друга), я позвонила своему индийскому приятелю, который наотрез отказался мне помочь, хотя бы и по телефону(еще один факт об азиатах). кстати, а русские эти вели себя нехарактерно - они тоже вовсю орали и прыгали, примерно как немец, но так и ничего и не добились.их тоже собирались арестовывать.такие дела.

а я кстати тоже в прошлом году один раз туркменами летала. вроде ничего:) лучше, чем киргизами:) (солдат в зале ожидания говорил моему приятелю на очень ломанном русском - эй мистер! тут нельзя! имелось ввиду - лежать на лавке) вот и теперь собираюсь.....другого варианта, к сожалению, нет.

коммунизм тут только не совсем причем, на мой взгляд. это вековая азиатская, прошу прощение за повтор, ментальность.

в любом случае - спасибо - хороший язык и хороший опыт. только пусть он ни с кем не повторяется:)

p.s. прочла отзывы - не смешно это совсем, госопода. это просто правда, хотим мы этого или нет, и ни что ее не изменит, ни новый социальный строй, ни эффективная экономика....

Re: polet
Re: polet  Batyr  14-07-2007
Chto, ni odin turkmen ne otzyvayetsya?

Horosho...

Pro alpinistov: Odobryayu - adrenalin, no priznaysya chto-ty v nekotoryie momenti sam sebe govoril- "Kakogo hera zalez?"

Pro TA: Soglasen (tolko mne kajetsya ty vsyo preuvelichil na 10-20% - pishesh slovno pisatel kakoy-to...)

Pro mentalitet: Vse odinakovi v obshem i russkiye (!), i turkmeny, i indusy. Prosto potomu chto Rossiya kak ya ponimayu ne stolko Aziya i ne stolko Evropa,da esho exUSSR.

Pro turkmen: Ploho uchivshimsya v shkole - TA ili eyo uslugi (samoleti i prochee) - eto ne turkmeny...

Pro GB: Soglasen, no nado esho vspomnit vashu militsiyu (ment on i v Afrike ment)...

Nu poka, bud zdorov...

P.S. A naschet Wolksvagena ili Yaguara tam (ne pomnyu) eto ne-taktichno... Da pust u tebya ih budet ??????? shtuk Ferrari ili. Mne po-figu. V smysle nekrasivyie "ponty" pered jenshinoy.



Re: polet
Re: polet  Batyr  14-07-2007
Chto, ni odin turkmen ne otzyvayetsya?

Horosho...

Pro alpinistov: Odobryayu - adrenalin, no priznaysya chto-ty v nekotoryie momenti sam sebe govoril- "Kakogo hera zalez?"

Pro TA: Soglasen (tolko mne kajetsya ty vsyo preuvelichil na 10-20% - pishesh slovno pisatel kakoy-to...)

Pro mentalitet: Vse odinakovi v obshem i russkiye (!), i turkmeny, i indusy. Prosto potomu chto Rossiya kak ya ponimayu ne stolko Aziya i na stolko Evropa,da esho exUSSR.

Pro turkmen: Ploho uchivshimsya v shkole - TA ili eyo uslugi (samoleti i prochee) - eto ne turkmeny...

Pro GB: Soglasen, no nado esho vspomnit vashu militsiyu (ment on i v Afrike ment)...

Nu poka, bud zdorov...

P.S. A naschet Wolksvagena ili Yaguara tam (ne pomnyu) eto ne-taktichno... Da pust u tebya ih budet ??????? shtuk Ferrari ili. Mne po-figu. V smysle ne ne krasivyie "ponty" pered jenshinoy.



Так чем закончилась твоя борьба?
Так чем закончилась твоя борьба?  Вовка  13-02-2003
Все-таки- за что ты так бился?

Бодхи, респект!
Бодхи, респект!  Serg, aka Boss  13-01-2005
Собственно, сабж. Даже немного жаль, что меня там не было вместе с Вами. Но сам лететь первый раз в Индию собрался Индийскими линиями - проверить свою карму...

Браво!!!
Браво!!!  Sergey  12-03-2004
Молодец! Если бы все так вели себя, мы давно бы жили в другой России (и отношение было бы к нам соответственное)!

Только мое мнение
Только мое мнение  Я1  11-04-2008
А мне вот кажется, как профессиональному юристу, что это совершенно бессмысленный героизм. Никакого смысле в подаче этой претензии не было по следующим причинам: 1) справку о задержке рейса можно получить и в аэропорту прибытия (то есть в Москве и без всяких проблем); 2) к тому что транзитного пассажира, не имеющего визы, не выпустили в город, авиакомпания не имеет никакого отношения (и диктаторский режим тоже - и в Европе бы тоже не выпустили); 3) пассажир добился только того, что ему потрепали нервы и не дали улететь его рейсом (разумеется сажать его никто и не собирался); 4) даже если допустить, что он что-то взыщет с авиакомпании через российский суд - как он будет исполнять это решение? Таким образом, на мой взгляд - это бессмысленная истерика и не более того. Непонятно, что мешало лететь из Москвы прямым рейсом, а не придумывать себе приключения?

re:Полет над гнездом туркменской кукушки
re:Полет над гнездом туркменской кукушки  алёша  11-02-2003
а как написано, красота, не столько действия сколько психологии!

Вопрос к автору
Вопрос к автору  Андрей  10-08-2004
Я понимаю, что Вы, наверное, не горите желанием больше пользоваться услугами Туркменских авиалиний. Но все-таки в жизни всякие ситуации бывают... Не боитесь, что могут возникнуть проблемы? Наверное, и те люди, которые отказались подписывать побоялись именно этого.

на тему Полёта
на тему Полёта  наталья  10-01-2007
Пипец!

я бы наверное так смело не смогла поступить,я трусиха.Вот отучилась в универе на юриста(с тех пор прошло 2 года,так и не работаю оным,считаю это неинтересным занятием(училась по настоянию Отца)),посещала все лекции, НО НЕ смогу за себя постоять, стыдно за себя:(Блин надо опять почитать законы).Молодец Вы!

недавно вернулась с финляндии,ездила туда дикарём,без турфирмы (кстати вот адрес неплохой гостиницы,для людей которые не привыкли к ЛЮКСам www.hotelfenno.fi,там чисто и русские на ресепшине),честно скажу уезжать с Финляндии не хотелось и почему-то Россия казалась дикой страной(извеняюсь),мне кажется я понимаю иностранцев которые боятся ехать в Россию,самой было страшно возвращаться;)

понравилось ездить одной!подскажите куда в Индию отправиться впервый раз(чтоб безопасно) и где мона остановиться,что не стоит делать.Спасибо.наталья

Полет над гнездом туркменской кукушки
Полет над гнездом туркменской кукушки  BOB  10-01-2003
Смело, дерзко и проницательно. Суть системы оголена полностью. "гремучая смесь коммунистической советской системы, восточного деспотизма и культа личности". Вы, посторонний человек системы и позволили себе такой эксперимент, тем более, что причиной тому был отчасти поиск правды. Система прогнила полностью, никто ни за что не отвечает. Ответственные люди, они, как правило деятельные и инициативные, а деятельность и инициативность-это антонимы Туркменбашизму и его "золотому веку". Здесь идет игра только в одни ворота. Именно по этой причине все деятельные и ответсвенные люди находятся сейчас в местах "не столь отдаленных" а на рабочих местах, вплоть до самого верха, то есть самого "Баши" находятся безответсвенные, безвольные и трусливые люди- кролики, которые под гипнозом удава слепо выполняют функции кирпичиков. Но их неспособность к ответсвенности, порожденная самим удавом это вечно гниющий гнойник, который порождает крах системы. Образовавшиеся дыры во всех сферах экономики этой страны могут стать добычей даже не самых замысловатых бизнесменов. Что в принципе и происходит. Хе-Хе. А в принципе все люди боятся правды.

Наезд на пограничников в Аэропорту Ашгабада
Наезд на пограничников в Аэропорту Ашгабада  Slyck  09-12-2004
24.02.2004 Рейс Москва-Ашгабад-Бангкок.Прилетели в Ашгабад около 1 часа ночи через два часа обещали вылет в Бангкок.Естественно рейс был задержан по причине нечего делать стали веселиться разогревшись алкоголем(еще в Москве начали душу греть :) ) По истечении трех часов ожидания возникло желание попасть на улицу и подышать свежим воздухом.Т.к. находились в состоянии ну уж очень веселом предприняли попытку прорваться на улицу:))Скажу сразу первая попытка закончилась неудачно пограничник, который не то что русского наверное и туркменского не понимал просто перегородил дорогу и наглухо встал. Попытка номер два была более удачной (вырвались на балкон), но только при том когда появился какой-то человек (туркмен мать его) видать по званию постарше , конечно он запретил куда либо продолжать движение из накопителя , но после заявлений с нашей стороны , что нам море поколено и нам надо покурить на балкончике, и если нам не дадут сделать этого будем бить морды :))) И наш агресивный настрой произвел впечатление на туркемнов.

P.S.Возможно и просто надо немного наезжать угрожая силовой расправой.

давайте наводить порядок в своих домах
давайте наводить порядок в своих домах  екатерина  09-12-2003
Смешанное чувство. Автор, безусловно, герой. Поставил цель и достиг ее. Но будем справедливы, система срабатывает не только в душах представителей туркменского народа, которые, кстати, как и каждый из нас, Родину себе не выбирали. А по бюрократическим лестницам запускают во всех странах мира. Свои права отстаивать нужно, но призывать к этому каждого и критиковать всех вокруг, на мой взгляд, не стоит - не гуманно. Давайте наводить порядок каждый в своем доме, просто подавая пример.

Полет над гнездом туркменской кукушки
Полет над гнездом туркменской кукушки  Балжан  09-07-2005
Спасибо за рассказ и великолепный опыт. Из-за того что сейчас нахожусь в жесткой изоляции за много дней это единственная стоящая вещь.

Вообще-то я сейчас вроде как в Индии, но нахожусь в закрытом пространстве - международный институт, где все студенты из третьего мира. Общение с индийцами сведено к минимуму, о чем очень жалею. Но не жалею об опыте, который мне предоставила судьба - далеко от дома, окружающая среда очень агрессивна, подавляющее большинство студентов - мужчины, ты в изоляции и физически и информационно. Здесь приходится быстро думать и быстро принимать решения. Неформальные группы разделены по принципу - против кого дружим. В-общем, great experience . Спасибо еще раз. Cool.

Полет над гнездом туркменской кукушки
Полет над гнездом туркменской кукушки  Андрей  09-07-2004
Выражаю автору рассказа глубокое уважение и поддерку его поступка! Мы русские долго жили в таком государстве где слова "человеческое достоинство" долгое время были пустым звуком. Но процес пошел, нация "выдавливает из себя раба" и человек совершивший сей Поступок достоин нашеко уважения хотя бы за то что начав с себя он создал прицендент "улучшения человеческой породы" в общечеловеческом смысле и достоинства русского человека в национальном!

полет над гнездом кукушки
полет над гнездом кукушки  Тимей  09-02-2006
Уважаемый Бодхи!

Я восхищен вашим поведением в аэропорбу Ашхабада.

Вы напомнили мне героев фильма "Пираты 20 века",

которые с честью защищали звание "советского"

человека в схватке с коварными "азиатами",и победили.

Как говорится:всем смертям назло...

Только я не пойму одного:какова истинная цель вашей публикации?И почему вы так негативно отзываетесь о тех

людях,которые летели с вами одним рейсом,но отказались поддержать вас в ваших претензиях к службам ашхабадского аэропорта?

Если вы хотели поставить эксперимент по выдавливанию из

собственной души "рабской" психологии,то причем здесь

другие люди?Ведь,насколько я понял,это была ваша личная

инициатива.И вы ее ни с кем не согласовывали.А если так,

то зачем все эти разговоры?

Но более того!На каком основании вы сравниваете себя с Ауробиндо?Мне даже смешно становится,когда я представляю себе Великого Мастера требующего у "цивилизованных"английских колонизаторов подписать

жалобу,в которой он требует объяснения по поводу присутствия их персон на Священной Индийской земле!

Разумеется,чтобы затем передать ее в Европейский суд или

куда там еще..

Восток и Россия
Восток и Россия  Николай  09-01-2003
Два года назад мы с приятелем летели через Ташкент в Бангкок и обратно. Я специально выбрал этот маршрут, чтобы выйти в город и хотя бы в полглаза посмотреть на новую страну.

У нас не было напрягов с авиакомпанией - все было вовремя.

Но совершенно правильно заметил автор - как в этих странах сохранился ужас перед государством и его представителями.

Как бы то ни было - но когда мы прошли все проверки и вошли в самолет мы почувствовали облегчение.

И еще подумалось - как много изменилось в России. И сколько бы не говорили - как у нас все плохо - надо побыть там, чтобы почувствовать разницу.

Хорошо, что Вы написали именно про Туркменистан. Я собирался в этом году специально полететь через эту страну, чтобы посмотреть.

Впрочем. все равно полечу - уж слишком любопытно

Меня удивил вопрос визы. Как государство СНГ Туркменистан должен впускать россиян без визы - просто ставить штамп в паспорте.

 Восток и Россия   > Восток и Россия  Вета  10-01-2003

Полет над гнездом туркменской кукушки.
Полет над гнездом туркменской кукушки.  Вета  09-01-2003
Вы мастер гротеска!Безусловно вы уловили суть жизни вообще в Туркмении,но в принципе было смешно.Такого комедийно-детективного романа я давно не читала.

 Полетнадгнездомтуркменскойкукушки.   > Полетнадгнездомтуркменскойкукушки.  Leo  10-01-2003
долгое воздержание
долгое воздержание  Васян  07-09-2005
вместо того чтобы пойти в туалет сразу, через кучу ограждений, пассажиры предпочли подождать пока их уберут и пойти потом, спрашивается: когда тебе хорошо, ты стоишь и справляешь нужду, будешь ли ты внемлить просьбе потерпеть еще?

в суд то подавать стали или нет?

а безразличие людей летевших с Вами меня просто уничтожило..



спасибо большое
спасибо большое  Светлана  06-05-2006
за труд все это проделать и записать. Мне действительн удивительно, что столько людей, зная об "особенностях" ТА высказывают недовольство только в безопасной обстановке. Если бы это делалось в моменте -- даже не так яростно, как Вы, -- уверена, что-то уже изменилось бы. Описанное Вами "смирение" и "отработка кармы" слишком часто путаются с трусостью и бездействием, и на это грустно смотреть. Надеюсь, мне не пригодится Ваш опыт в общении с ТА, но без сомнения история поучительная. И кто предупрежден -- тот вооружен. Спасибо большое и удачи Вам :)

С уважением,

Светлана.

Выдавить из себя раба...
Выдавить из себя раба...  Андрей  05-05-2005
Прочитав эту историю и отклики некоторых поситителей, я вспомнил одну историю, которую поведал один старый немецкий пастор в своих воспоминаниях. Дело было в его родной Германии после прихода к власти фашистов. И вот что он сказал... "Поначалу я относился ко всему происходящему очень лояльно. Когда пришли за соседом евреем, я молчал... Когда пришли за соседом коммунистом я молчал... Когда пришли за мной, говорить было уже некому..."

Дело как раз в том, что немцы нашли в себе силы и переосмыслили историю. Мы же... , к сожалению, так и остались рабами системы и своих страхов...

А результат?
А результат?  Иван  05-05-2005
Выражаю респекты, Бодхи, однако удивлен, что в постах никто-таки не задал вопрос, который крутился у меня на языке с момента прочтения "полета...". - собственно был ли ход у этой полученной с таким трудом жалобы? Было ли заявление в арбитражный суд? Могу предположить, конечно, что было и уже наши ГБ-шники позвав на чашку чая предложили мирно отозвать его, но не хотелось бы так думать. Однако вопрос такой - стоило ли рисковать (действительно рисковать свободой, пусть и временной) без привлечения внимания общественности? Ведь если бы Высший Арбитражный Суд взялся рассматривать это дело (а именно он, вероятно, должен был его рассматривать, покуда ТА в иностранной собственности) то внимание общественности появилось бы точно.

Конечно же и сами действия имеют смысл, но я в подобной ситуации остался недовольным собой, положив собранные документы в шкаф и дав себя уговорить родственникам и знакомым словами "живи, здоровы и то хорошо"... Вот хочу таки узнать - было ли продолжение?

Полет над гнездом туркменской кукушки
Полет над гнездом туркменской кукушки  Jey  05-01-2003
Здравствуйте!

Когда я прочитала Ваше эссе по Маммалапураму, то тут же накатала гневную отповедь, потому как сама там была и таких "ужасов" не заметила, но... Сеть зависла, ответ пропал, а я прочла описание Вашего, не побоюсь сказать, подвига в Туркмении.

Это было здорово и страшно. Я не знаю, как бы я себя повела в самолёте...хотелось бы верить, что подписала бы Вашу петицию, но я искренне преклоняюсь перед той храбростью и отвагой, какую Вы явили нам, в борьбе с системой. Это победа!

Но вот про Маммаллапурам - дудки, не всё так страшно :) Милая деревенька, с хорошими пляжами, чистым морем и кучей достопримечательностей. Там здорово! Алмаз - он, знаете ли, и в грязи блестит :)

 Маммалапурам   > Маммалапурам  Бодхи  05-01-2003

Полет над гнездом Туркменской кукушки
Полет над гнездом Туркменской кукушки  Маруся  03-04-2006
Во время чтения удивлялась почему один почему никто не поддерживает. В конце поняла, согласна. Может быть одна я бы не смогла вступить в такую борьбу, но поддержала бы точно.

Супер!!!
Супер!!!  Н  02-06-2004
Страх раба в глазах и безисходность -- главное, что отличает многих exUSSR людей от свободных людей европы. К сожалению в России сейчас тоже исчезло ощущение свободы вместе с появлением беспредела милиции, которая считает себя царем и богом, поэтому разговоры в подобном оскорбительном тоне с ними могут закончиться плохо. Но это не значит, что их нужно бояться и раболепствовать!

Туркменбашисты
Туркменбашисты  Оля  02-06-2003
Так их, гадов!

да-ааааа
да-ааааа  дима  02-01-2004
бодхи ты смелый парень. Сейчас живу в израиле, недавно слышал разговор одного пацана, бывший милиционер, работал в охране туркменского президента-водил мерседес. Не знаю ниязов ли это. Он в разговоре сказал-"там сейчас 37 год если уничтожают то со всей семьей". Так что это круто с твоей стороны.

Развод на туркменских авиалиниях
Развод на туркменских авиалиниях  Alexii  01-12-2007
Летели в Дели туркменскими авиалиниями. Заказывали билеты через фирму Кайлаш. На вопрос о весе багажа получили ответ,

что вес багажа составляет 25 кг, т.е. 20 кг багаж + 5 кг ручная кладь. При вылете из Москвы проблем не возникло.

На обратном же пути из Дели при регистрации нам с радостью сообщили, что норма бесплатного провоза багажа, включая ручную кладь должна составлять20 кг. А за каждый кг перевеса необходимо заплатить 20 долларов, т.е. сумма оплаты за перевес на троих оказалась равна 15Х20=300 долларов.

На просьбу показать документ-положение нам предложили проехать за ним в офис в центре Дели. После пререканий сумма доплаты была снижена до 10 долларов с человека, иначе нам будет отказано в регистрации на рейс. В результате мы заплатили указанную сумму и только после этого смогли пройти регистрацию.

Еще один инцидент произошел во время пребывания в Индии. Понадобилось перенести дату вылета из Дели в Москву.

Позвонили в офис авиалиний в Дели. Нас попросили выслать факсом копии паспортов и билетов, после этого сообщили,

что дата вылета перенесена. За три дня до вылета мы явились в офис лично для получения билетов. Нам сообщили,

что дата вылета не была перенесена, причем предъявили отосланный нами факс. Наши билеты были просто аннулированы.

Задали вопрос жирной индусске, с которой мы общались по телефону и которая убеждала нас, что все в порядке,

мол в чем дело. В ответ она пожала плечами и предложила заплатить эквивалент в размере 4000 рублей за каждый новый билет.

Что мы и сделали, не наблюдая иного выхода. Сдается, эта деньги пойдут на пользу этой склонной к жирноте особе и ее начальнику.

Летайте самолетами Чуркменских авиалиний!

К сожалению дофига тупых людишек у нас!
К сожалению дофига тупых людишек у нас!  Феанор  01-06-2004
Некоторых просто может жаба душить, потому что они глупее других и по причине их тупой гордой совковости никогда бы ничего не предприняли в подобной ситуации - завидно, что есть более находчивые и современные люди.

Они всегда любят выражение "тупые америкосы". Хочется же всегда кого-то тупым назвать - не себя же :)

А Вы молодец! Так их!

Жаль, меня там не было. Мне так жаль...
Жаль, меня там не было. Мне так жаль...  Defender  01-03-2006
В статье затронут очень интересный национальный феномен: русские всегда готовы "заклевать" соотечественника. Автору статьи еще повезло: его просто молча порицали. А могли бы и дать в табло. Потому что в основной массе нас окружает БЫДЛО. Все так аккуратненько стараются "дожить", прикрывая ЛЕНЬ и ТРУСОСТЬ напускным цинизмом (типа, "тебе больше всех надо"). А потом задают вопросы "Кто виноват?" "Что делать?","Ну когда же закончится этот совок? Когда же у нас что-то изменится?" Да с таким подходом никогда, господа. Для того, чтобы что-то изменилось, надо жопу свою поднять с дивана для начала.


Оставить свое мнение.

  На главную страницу

 
 


 
 
    Идея сайта - VP