Вайдйанатха прабху. О
Вриндаване
Вриндаван (Vrindavan) - город
пяти тысяч храмов, место, где родился
и провел юные годы Кришна ...
В этом году, когда я был во
Вриндаване, ходил по его узким
улочкам, заходил в древние храмы,
кланялся Божествам, купался в Ямуне,
меня не оставляла мысль о том, что
тысячи и тысячи людей в России лишены
возможности оказаться здесь, в этом
самом святом месте на земле.
|
|
Больше всего мне хотелось
поделиться с людьми тем счастьем,
радостью и покоем, которые
охватывают человека, когда он
приезжает на священную землю
Вриндавана. Так возникла идея серии
радиопередач, которые мы назовем "Парикрама
по Вриндавану".
Вриндаван - это то место на
земле, где пять тысяч лет тому назад
провел Свои детские годы Господь
Кришна, воплотившийся здесь в образе
сына пастуха Махараджи Нанды и его
жены - Яшоды. Младенцем Он бегал по
земле Вриндавана, забегал в
соседские дома, разбивал горшки с
простоквашей и свежим маслом и
раздавал их содержимое своим друзьям
- обезьянам. Когда Он немного подрос,
он стал выходить вместе со своими
сверстниками, мальчиками-пастушками,
пасти телят. Время от времени эта
пастушеская идиллия нарушалась
вторжением какого-нибудь демона,
посланного Камсой, и Кришне
приходилось расправляться с ним,
чтобы затем как ни в чем не бывало,
возвращаться к прерванным на время
незамысловатым пастушеским делам.
Здесь, на этой земле Он поднял холм
Говардхану, чтобы защитить жителей
Вриндавана от потоков ливневого
дождя, посланного на Вриндаван
Господом Индрой. Здесь же, в лесах
Вриндавана, когда Кришна немного
подрос, Он тайком встречался с гопи -
прекрасными девочками-пастушками. А
затем, когда Ему исполнилось 16 лет,
покинул пределы Вриндавана, чтобы
больше никогда не возвратиться сюда.
Все эти игры для
постороннего наблюдателя могут
показаться обычными забавами
мальчика-пастушка, или сказками,
которые сочинил гораздый на выдумки
народ Индии. Однако величайшие
философы и ачарьи, великие духовные
учителя прошлого, единодушны в том,
что трансцендентные забавы, явленные
взору жителей земли - это отблеск
вечных духовных занятий Господа на
Его планете в духовном мире - Голоке
Вриндаване. Он явил эти игры, чтобы
приоткрыть занавес невежества,
скрывающий от людей материального
мира то, что происходит в духовном
мире, и каждое мгновение этих игр
пронизано таким блаженством, что
любой человек, который хоть как-то
соприкоснется с ними, может ощутить
этот духовный нектар, а получив хотя
бы каплю нектара, он уже больше
никогда не сможет наслаждаться
извращенными удовольствиями
материального мира. Ему всегда будет
хотеться снова и снова испытывать
эту необычайную сладость, которой
пронизано каждое мгновение игр
Кришны.
Нектар этих игр - это что-то
вроде вакцины от инфекционной
болезни материального существования.
По сути дела, Вриндаван - посольство
духовного мира на Земле, и приезжая
сюда, мы выходим из-под власти
суровых законов материального
существования, которые обрекают все
живые существа на рождение, старости,
болезни и смерть, и оказываемся в
вечном, исполненном знания и
блаженства духовном мире. Когда
Кришна ушел с Земли, скрывшись от
наших глаз, Он оставил после Себя
Вриндаван. До сих пор каждый человек,
который приезжает сюда и ступает на
эту святую землю, может
почувствовать удивительную духовную
атмосферу, царящую здесь. Великие
преданные и святые, живущие в этих
местах, говорят, что игры Кришны ни на
мгновение не прекращаются здесь. Те,
кто обладают особым видением, по-прежнему
могут встретить здесь Кришну,
который гуляет по земле Вриндавана и
Его вечную подругу Шримати Радхарани
- вечную хозяйку Вриндавана. Нам, чьи
глаза затянуты катарактой
невежества, эти игры недоступны,
однако природа Абсолюта такова, что
все, что так или иначе связано с ним,
обладает той же самой абсолютной
природой, и если мы с верой слушаем об
играх Кришны, то это равноценно тому,
чтобы самим участвовать в них. На
самом деле чтобы приблизиться к
Господу, не нужно ничего, кроме
искреннего желания слушать о Нем,
поэтому давайте же приготовимся к
тому, чтобы послушать об играх Кришны,
которые проходили здесь, на земле
Вриндавана, и о великих преданных,
которые жили на этой земле и
поклонялись на ней Кришне. Таким
образом мы сможем соприкоснуться с
духовным миром и вступить в вечное
царство Вриндавана, где всегда в
обществе своих любимых и преданных
бхакт живет Кришна.
Город Вриндаван находится
приблизительно в 120 километрах к югу
от Нью-Дели, столицы Индии, и чтобы
попасть в него из Нью-Дели, нам нужно
сесть либо в вечно переполненный
автобус, идущий на Агру, где стоит
одно из семи чудес света -
величественный Тадж-Махал, либо
взять такси, которое за 3 часа довезет
нас до Вриндавана. Есть индийская
поговорка, которая гласит, что во
Вриндаван нельзя купить билет. Это
действительно так - Вриндаван - это
реплика духовного мира на земле, и
далеко не всякий может попасть сюда.
В былые времена, собираясь в
паломничество во Вриндаван, люди со
всех концов Индии порой пешком
проходили многие тысячи километров
под палящим солнцем. Научно-технический
прогресс как будто облегчил эту
задачу, однако даже сейчас, чтобы
попасть во Вриндаван, человеку нужно
разрешение Кришны. Легче всего
получить это разрешение если
обратиться к одному из
представителей Кришны. Я, как и
многие тысячи других людей запада
получил возможность попасть во
Вриндаван только по милости Шрилы
Прабхупады.
Около пятисот лет тому
назад Шри Чайтанья Махапрабху,
великий апостол любви к Богу,
начавший движение санкиртаны в
Западной Бенгалии, и проповедовавший
это движение по всей Индии,
предсказал, что Его святое имя будет
петься "в каждом городе и деревне"
на Земле - притхи вите ачеята нагара
диграм сарватра прачара хайбе мора
нам. Пять столетий прошло с тех пор, и
многие из последователей Шри
Чайтаньи Махапрабху недоумевали,
когда же и как исполнится Его
предсказание. Человеком, который
исполнил его, был Шрила Прабхупада.
Он не нуждается в том, чтобы его
представляли, однако я хочу, чтобы
путешествуя по Вриндавану, мы
постоянно помнили кому мы обязаны
этой возможностью. Поэтому
неслучайно, что дорога, которая ведет
во Вриндаван и по которой туда
приезжают большинство
путешественников, носит имя
Бхактиведанты Свами. Это небольшая
дорога, на которую мы сворачиваем с
дороги, ведущей на Агру, чтобы
въехать во Вриндаван. К этому времени
нетерпение поскорее ступить на
священную землю Вриндавана
достигает максимума. И наконец наша
машина, проехав мимо нескольких
новых строящихся храмов, въезжает в
ворота, ведущие во Вриндаван. Эти
ворота, так же как и сама дорога,
носят имя Бхактиведанты Свами
Прабхупады. Мы въезжаем в ворота, и
нашему взору открываются белые
купола храма Кришны-Баларамы и
беломраморное самадхи Шрилы
Прабхупады. Еще несколько метров - и
мы дома. Мы приехали туда, откуда
каждый день будем с вами выходить на
парикраму по Вриндавану. Здесь
начнется наша парикрама и здесь же
она закончится. Этот величественный
храм Шрила Прабхупада построил
специально для своих учеников с
Запада, чтобы они могли приехать сюда,
окунуться на время в атмосферу
духовного мира, зарядить свои "духовные
батареи", и затем снова вернуться в
свои страны, чтобы проповедовать там
чистое учение Сознания Кришны.
Вриндаван - это город пяти
тысяч храмов. Практически каждое
здание, каждый дом во Вриндаване
является либо храмом, либо
гостиницей для паломников. Однако
даже среди этих пяти тысяч храмов Кришна-Баларам Мандир, построенный
Шрилой Прабхупадой, занимает особое
место.

Кришна-Баларам Мандир
|
Местные жители, или бриджабаси
называют этот храм Энгридди-Мандир,
что значит "английский храм". Он
был построен в 1975 году, а вместе с ним
была возведена гостиница, небольшие
апартаменты для Шрилы Прабхупады, в
которых сейчас располагается его
музей, и трехэтажное здание гурукулы.
Мы проходим через чугунные, очень
красивые и всегда гостеприимно
распахнутые ворота ведущие в храм, и
сразу же нашему взору открывается
кружевное самадхи. Самадхи - это храм,
в котором покоится тело Шрилы
Прабхупады. По индийскому обычаю
после смерти человека его тело
сжигают, а прах развеивают над
священными реками, такими, как Ганга
или Ямуна. Однако для великих святых
и саньяси обычно делают исключение -
тела обычных людей развеивают в прах,
чтобы душа, покинувшая материальную
телесную облочку, к которой она была
так привязана, не сокрушалась об
утрате, и могла беспрепятственно
переселиться в новое тело. Однако
великие святые, еще при жизни
осознавшие свою духовную природу,
свободны от привязанностей к
материальному телу, более того, у них
нет материального тела, потому что
все то, что они делают, пронизано
духовной энергией, и постепенно даже
их материальная оболочка
одухотворяется. Такое тело
называется чинмоя-деха. Говорится,
что у великих преданных есть два тела:
одно называется сиддха-деха, это
вечное совершенное духовное тело, в
котором они всегда пребывают в
духовном мире. Другое тело, в котором
они пришли в материальный мир, как бы
становится их альтер-эго - "вторым 'я'".
Поэтому, когда такой вайшнав умирает,
его тело не сжигают, над ним
совершают определенные обряды,
помещают его в соль и зарывают в
землю, а затем возводят над этим
местом храм, который называется
самадхи. Этот памятник возводится
для того, чтобы дать нам возможность
вечно помнить об этом преданом, о его
жизни и о том, чему он учил людей,
когда жил среди нас. Надпись на одном
из самадхи во Вриндаване гласит:
здесь покоится святой Вайшнав,
который так чист и так предан Господу,
что Сам Кришна никогда не забывает о
нем. Самадхи Шрилы Прабхупады,
сделанное из белого джаяпурского
мрамора, поистине является шедевром
архитектуры. Резные лестницы, окна и
купола - каждая деталь в этом здании
сделана с необычайной любовью. Это
памятник любви, изваянный из белого
мрамора, любви, которую Шрила
Прабхупада сумел внушить своим
многочисленным ученикам и
последователям. Эта любовь, по сути,
всего лишь отблеск той любви, к
Кришне, которая вечно горела в сердце
самого Шрилы Прабхупады.
Поклонившись нетленному
телу Шрилы Прабхупады и его мурти,
пройдем дальше и зайдем в сам храм.
Храм представляет собой галерею,
опоясывающую по периметру
квадратный внутренний дворик и в
глубине его - три алтаря: Шри-Шри
Гаура-Нитай, Кришны и Баларамы и
Радхи-Шьямасундары. Во внутреннем
дворике растет дерево тамал. У этого
дерева темный, почти черный ствол и
цвет кожи Кришны иногда сравнивают с
этим деревом. Поэтому Кришну иногда
называют Тамал-Кришна, что значит:
"Кришна, чья кожа такая же темная,
как ствол дерева тамал". Это дерево
встречается очень редко даже во
Вриндаване, поэтому когда началось
строительство храма Кришны-Баларамы
на земле, подаренной Шриле
Прабхупаде, он попросил своих
учеников ни в коем случае не срубать
дерево тамал, росшее на этой земле, и
храм был построен вокруг этого
дерева. Каждую весну на 2 недели
дерево покрывается мелкими светло-желтыми,
похожими на колокольчики, цветами,
источающими медовый аромат и тысячи
вриндаванских пчел слетаются к этому
дереву, чтобы собрать нектар, и весь
двор храма наполняется их мелодичным
жужжанием. К сожалению, пару лет
назад старое дерево тамал засохло, и
теперь на его месте растет новое,
молодое дерево.
Когда начиналось
строительство храма Кришны-Баларамы,
этот район Вриндавана представлял из
себя пустырь. Сейчас же это - один из
самых популярных и густонаселенных
районов города, а храм Кришны-Баларамы
стал одним из самых многолюдных и
популярных храмов Вриндавана. Каждый
день сюда приходят жители Вриндавана
и паломники со всех концов Индии,
чтобы поклониться двум божественным
братьям - Кришне и Балараме. Храм
построен в месте, которое называется
Рамана-рети. Пять тысяч лет назад
Рамана-Рети было излюбленным местом
детских игр Кришны и Баларамы,
которые любили кувыркаться и играть
в белом песке Раман-рети. Среди пяти
тысяч храмов Вриндавана это
единственный храм, посвященный
Кришне и Балараме, и Божества Кришны
и Баларамы из белого и черного
мрамора по праву считаются одними из
самых красивых Божеств Вриндавана.
Перед храмом всегда рядами стоят
торговцы цветами, которые продают
гирлянды для Божеств. Всего за
несколько рупий у них можно купить
красивую цветочную гирлянду, дать ее
пуджари, пуджари наденет ее на Кришну
или Балараму и принесет вам взамен
другую гирлянду, снятую с Божеств.
Рассказывают такую
историю: вскоре после того, как храм
был построен, в него пришел один
паломник, он зашел в храм рано утром и,
поклонившись Божествам, встал у
алтаря Кришны-Баларамы и принялся
неотрывно глядеть на них. Паломник
был из Джайпура и принадлежал к
гаудия-вайшнавам. В руках у него были
четки, и он постоянно повторял мантру
- "Харе Кришна Харе Кришна Кришна
Кришна Харе Харе /Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе". Прошел час,
другой, резные деревянные ворота
алтаря закрылись, Божествам
предлагали пищу, потом ворота были
опять открыты, пуджари проводил
арати, а паломник все стоял и стоял,
неотрывно глядя на Кришну и Балараму.
Еще через час алтарные ворота опять
закрылись, но паломник продолжал
стоять. Он дождался, когда после
обеденного отдыха Кришны и Баларамы
ворота открылись вновь, и опять также
неотрывно продолжал смотреть на
Кришну и Балараму. Преданные, жившие
в храме, проходя мимо, недоуменно
пожимали плечами, не понимая что он
делает так долго в храме. Вечером
пришла пора даршана со Шрилой
Прабхупадой, и Шрила Прабхупада
попросил учеников пригласить всех
гостей в храме, которые хотели бы
поговорить в ним. Один из западных
учеников Шрилы Прабхупады, вспомнив
о паломнике из Джайпура, решил
пригласить и его. Паломник с радостью
согласился, и когда на даршане Шрила
Прабхупада спросил его, как ему
понравился храм и Божества, паломник
начал взахлеб говорить: "Свамиджи,
я прошел всю дорогу из Джайпура во
Вриндаван, чтобы найти здесь Кришну.
Я заходил в разные храмы и побывал во
всех уголках Вриндавана, и везде я
искал двух братьев - Кришну и
Балараму. Мне говорили, что Они
должны быть где-то здесь, однако я
нигде не мог найти Их. Я спрашивал у
людей, но никто не мог толком
ответить на мой вопрос. В конце
концов я зашел в ваш храм и увидел Их
здесь на алтаре, и я понял, что Они
убежали отовсюду и навеки поселились
здесь. С самого утра я стою и смотрю
на Них, и я вижу бесконечно чудесные
игры, в которые Они играют. Скажите
мне, Свамиджи, как вам удалось
заманить в свой храм этих братьев?"
Говорят, что Шрила Прабхупада ничего
не ответил на это, а только довольно
рассмеялся, однако секрет прост:
Кришне не нужно ничего, у Него уже
есть все, все, кроме нашей любви, и это
единственное, что может привлечь Его.
Любовь Шрилы Прабхупады завлекла
Кришну в этот храм, а любовь учеников
Шрилы Прабхупады и учеников его
учеников заставляют Его по-прежнему
оставаться здесь, в этом
удивительном храме Кришны и Баларамы.
Мы с вами можем не увидеть
игры, в которые играют Кришна и
Баларама на алтаре этого храма,
однако даже мы сможем оценить дивную
красоту двух братьев, милостиво
дающих нам возможность служить Им.
Поэтому задержимся здесь на
несколько минут. Когда мы созерцаем
Их, неумолимое материальное время
останавливает свой ход и мы
оказываемся в вечном времени
духовного мира, где каждое мгновение
- праздник, каждый звук - песня, каждый
шаг - танец.
Кришна, безусловно, живет
здесь в храме Кришны и Баларамы, и
любой, даже самый черствый человек
сможет ощутить здесь Его присутствие.
Он живет на алтаре храма. Он живет на
фресках, украшающих стены храма и Он
живет в звуках святого имени, которое
круглые сутки звучит здесь.
Послушаем немного знаменитый 24-часовой
вриндаванский киртан, который будет
сопровождать во время наших прогулок
по Вриндавану, и на этом завершим
нашу первую прогулку, чтобы
вернуться в шумную и суетливую
Москву, на время отпустившую нас из
своего плена.
Часть 2
Сегодня мы отправимся с
вами в нашу первую парикраму по
Вриндавану. Целью нашей прогулки
будет храм Радхи-Мадана-мохана ...
|